В Китае запустили первый авианосец собственного производстваВ Китае запустили первый авианосец собственного производства
Северная Корея держит мир на "булавках и иголках"Северная Корея держит мир на "булавках и иголках"
Астероид 2014 JO25 прошел на минимальном расстоянии от ЗемлиАстероид 2014 JO25 прошел на минимальном расстоянии от Земли
Скончалась американская актриса Эрин МоранСкончалась американская актриса Эрин Моран

Ученые создали стволовые клетки внутри живого организма

Новости науки и техники: Ученые создали стволовые клетки внутри живого организма
Группа исследователей из испанского Национального центра по исследованию рака и Национального сердечно-сосудистого центра в Мадриде перепрограммировала простые клетки в стволовые прямо в организме лабораторной мыши.

Подробности опубликованы в статье Nature, а краткий пересказ и отзывы других экспертов приведены в Nature news.

Для перепрограммирования клеток научные работники подвергли мышей генетической модификации. В их ДНК была внедрена специализированная очередность, которая приводила к тому, что у животных наблюдалась увеличенная активность 4 генов: Oct4, Sox2, Klf4 и c-Myc. Все эти гены раньше были изучены конкретно в контексте перепрограммирования клеток, но никто не выяснял то, что же получится при их активации напрямик внутри живого организма. Внедренная исследователями в геном животного система была устроена так, что мыши, получающие с едой небольшое количество антибиотика доксициклина, ничем не отличались от простых, а отмена продукта активировала 4 гена.

Благодаря данному молекулярному переключателю (такие часто употребляют в различных биологических опытах) эксперты сумели в необходимое им время инициировать групповую экспрессию генов и, из-за этого, перепрограммирование клеток. Итог для мышей оказался печальный: в их организме образовалось очень много стволовых клеток, которые стали формировать опухоли.

Вскрытие продемонстрировало, что во многих органах образовались группы неспециализированных клеток. Анализ показал, что они близки к эмбриональным клеткам и обладают свойство плюрипотентности, другими словами готовы превращаться в клетки почти всех других типов, а вовсе не являются клетками раковой опухоли (которые не имеют способности вновь стать специализированными). Перепрограммированные клетки заметили в костном мозге и крови, а их вторжение в брюшную полость вызвало появление тератом: опухолей, которые можно упрощенно представить как развившиеся из гоноцита (стволовой клетки, продуцирующей сперматозоиды либо яйцеклетки) дефектные эмбрионы. Тератомы нередко сформировывают примитивные аналоги органов либо даже подобие зародыша с конечностями и внутренними органами. Исследование тератом продемонстрировало, что перепрограммированные клетки можно считать обладающими показателями тотипотентности, т.е. они готовы превращаться в любые другие клетки, а не исключительно в клетки конкретных тканей (как плюрипотентные стволовые клетки). Научные работники подчеркнули, что вне организма обрести тотипотетные клетки перепрограммированием не удавалось и в их статье обнаружение таких клеток охарактеризовано как "беспрецедентный вариант".

Несмотря на то, что опухоли у мышей были несовместимы с жизнью, принятый на вооружение учеными способ может оказаться нужным и для человека. Согласно заявлению свободного эксперта Джорджа Дэли из Бостонской детской клиники, после доработки методики ее можно будет использовать для восстановления поврежденных тканей и органов. Глава исследования, Мануэль Серрано, сказал, что пока научные работники и не претендовали на демонстрацию готовой к переносу в больницу методики излечения: "Мы продемонстрировали перепрограммирование, а сейчас нам требуется показать регенерацию тканей".

Перепрограммирование клеток уже отмечено Нобелевской премией по физиологии и медицине. Оно считается перспективной методикой в силу 2 обстоятельств: т.к. позволяет обойти этические ограничения на применение эмбрионального материала и потому что стволовые клетки из личной ткани получаются заведомо совместимы с пациентом.

Франция доказала причастность режима Асада к химической атаке Франция доказала причастность режима Асада к химической атаке