Дик Чейни: Путин ищет способ подорвать НАТОДик Чейни: Путин ищет способ подорвать НАТО
Трамп подпишет указ об отмене экологического плана ОбамыТрамп подпишет указ об отмене экологического плана Обамы
В Петрозаводске возобновились испытания новейшего экранопланаВ Петрозаводске возобновились испытания новейшего экраноплана
В Южной Корее прокуроры требуют ордер на арест Пак Кын ХеВ Южной Корее прокуроры требуют ордер на арест Пак Кын Хе
Вуди Харрельсон бросил курить травуВуди Харрельсон бросил курить траву

Стресс оставляет отпечаток на детском геноме

Новости общества: Стресс оставляет отпечаток на детском геноме
По народным суевериям, от частого переживания мы быстро седеем. В некотором роде это истина: стресс считается ключевым внешним стимулом процесса старения.

Выводы из свежего исследования это признают. Как оказалось, дети из неблагополучных семей, непрерывно подверженные стрессу, имеют другой геном, нежели их окружённые заботой ровесники.

Солидная команда южноамериканских исследователей возглавляемые Даниэлем Ноттерманом (Daniel Notterman) из института Пенсильвании изучила ДНК 40 мальчиков в возрасте 9 лет. Итоги анализов продемонстрировали, что теломеры, концевые участки хромосом, у детей из неблагополучных семей на 19% короче, нежели у их ровестников, живущих в комфортных условиях.

Припомним, что прошлые исследования выявляли прямую зависимость между протяженностью теломер и длительностью жизни. Следовательно, детям, непрерывно подверженным стрессу, грозит не только психологическая травма, но и генетический след на всю жизнь (её, вероятно, укорачивающий).

Образцы ДНК участников и социально-экономические данные были собраны в масштабах "Исследования нестабильных семей и детского благоденствия" (Fragile Families and Child Wellbeing Study), финансируемого Национальным институтом здравоохранения Соединенных Штатов. В этом проекте участвовали более 5 тыс. детей 1998-2000 годов рождения.

"Аспектами благосостояния семьи стали сразу несколько моментов: уровень образования мамы, отношение заработка семьи к необходимостям, жесткость воспитания, стабильность взаимоотношений у родителей и прочее" , - сообщает Ноттерман.

Так, теломеры мальчиков, чьи мамы получили законченное среднее образование, оказывались примерно на 32% длиннее, нежели у тех, чьи мамы бросили среднюю школу. Дети родителей, у которых остались неплохие постоянные отношения, владели теломерами на 40% длинее, нежели у мальчиков, которые непрерывно наблюдали смену сексуальных партнёров у одного из родителей.

Как рассказывается в статье, опубликованной в журнале PNAS, взаимосвязь между неблагополучными домашними условиями и протяженностью теломер исполняется за счёт генетических разновидностей сигнальных путей, которые контролируются 2 химическими "передатчиками" в мозге - серотонином и дофамином.

Прошлые исследования продемонстрировали, что хронический стресс и такие болезни, как депрессия или же биполярное расстройство, связаны с конфигурацией некоторых генов, например, гена TPH2. Иной ген, 5-HTT, сокращает уровень белка, который перерабатывает серотонин в синапсах нейронов. Некоторые аллели данных генов, как полагается, могут увеличить чувствительность носителей к наружным раздражителям.

Ноттерман и его сослуживцы выявили, что "сенсибилизирующие" вариации данных генов были надёжно защищены теломерами у детей из обычных семей, вместе с тем дети, непрерывно подверженные стрессу, оказались владельцами испорченных теломер. Кроме всего прочего исследователи обнаружили, что недоступность аллелей основных генов вообще не влияло на разницу в протяженности теломер, вне зависимости от условий жизни.

Но мальчишки с более чем 2-мя "сенсибилизирующими" аллелями претерпевали мощное действие со стороны хозяйственной обстановки. У них были самые короткие теломеры, когда их семья была неблагополучной, и самые длинные - ежели ситуация дома была благоприятной.

"Ранее учёные находили взаимосвязь между разновидностями данных генов и химическими реакциями в мозге, но никому не шло на ум, что это кроме того соединено и с протяженностью теломер", - повествует Ноттерман.

В последующем исследователи намечают расширить круг подопытных до 2500 детей и мам, чтобы утвердить наличествующие итоги. А пока учёные делают вывод, что раз результаты стресса проявляются уже в 9 лет, в данном возрасте ещё не поздно вмешаться и уберечь ребят от вероятных генетических последствий неблагополучной жизни.

Во Владикавказе началась глобальная реконструкция мостов