Меня нередко обвиняют в тенденциозности и даже ангажированности, в частности, телеканалом СТС.
Связано это, очевидно, с тем, что я периодически отмечаю успехи канала и выражаю восхищение продюсерским талантом Александра Роднянского и профессионализмом тех, кто делает по-настоящему современное развлекательное телевидение. А это, с моей точки зрения, одна из самых сложных телевизионных задач.
Разумеется, это не означает, что любой продукт под маркой "СТС" заслуживает исключительно высшей оценки. Кроме того, любая оценка все равно субъективна.
Впрочем, есть все-таки и некоторые объективные показатели, к примеру, признание западных
инвесторов и биржевые сводки.
Я отдаю себе отчет в том, что такие категории как капитализация компании вряд ли могут быть интересны тем, кому чуждо само понятие "развлекательное телевидение". "Развлекательное", значит, - пошлое, бессмысленное, примитивное. В общем, "нам, интеллигентным, начитанным, выросшим на фильмах Тарковского людям, делать там нечего".
Может, отчасти оно так и есть. "Не родись красивой" после Тарковского - и впрямь не шедевр, равно как и "Моя прекрасная няня". Тем не менее, во всем мире довольно давно достаточно самостоятельный жанр, именуемый у нас "ситком", который, разумеется, может нравиться или нет. Но в рамках этого жанра вышеперечисленные сериалы сделаны вполне профессионально.
Но телеканал СТС, кроме ситкомов, производство которых на студии "Амедиа" действительно поставлено на поток, предлагает своим зрителям массу других "развлечений", доля интеллектуальной составляющей в которых отнюдь не одинакова.
Достаточно вспомнить о том, что среди авторов программ на СТС значатся такие люди как Михаил Швыдкой, Евгений Гришковец, Александра Вертинская, Михаил Шац и Татьяна Лазарева. Каждого из перечисленных персонажей российская интеллигенция безоговорочно считает "своим". Между тем, все они делают "развлекательное" телевидение...
Отдельная тема - это программа Тины Канделаки "Детали". Тут равнодушных практически нет. Кто-то считает эту программу в купе с ее ведущей воплощением того самого пресловутого "гламура", от которого уже негде спрятаться. Происходит это, надо полагать, по ряду причин.
Во-первых, внешний вид ведущей программы: все эти немыслимые прически, наряды, экстравагантный макияж, шпильки! О каком же интеллекте может идти речь?! Да и гости подстать. Все такие же "модные" и "гламурные". Как ни странно, в нашем обществе по-прежнему невероятно силен стереотип, практически отказывающий красивой и яркой
женщине в интеллекте. Ну, это, конечно, в первую очередь, проблемы тех, кто так думает. Безусловно, Тина Канделаки небезупречна.
Далеко не всегда она соблюдает, если можно так выразиться, "этику интервьюера": перебивает собеседника, говорит о себе. Но, возможно, именно эта непосредственная и живая манера Канделаки делает программу "Детали" непохожей на другие передачи, где гость в студии общается с ведущим. Кроме того, Тина Канделаки обладает редким и, возможно, важнейшим для интервьюера качеством - неизменной заинтересованностью. Как будто именно с ним (или с ней) она всю жизнь и хотела пообщаться. Помножьте это на прямой эфир четыре раза в неделю.
А гости, вопреки расхожему мнению, в "Деталях" бывают самые разные. Недавно, например, Брюс Уиллис заходил. И Тине не понадобился никакой переводчик, чтобы разговорить голливудскую "звезду".
А на прошлой неделе был в гостях у Канделаки и вовсе главный борец с "гламуром" - автор нашумевшего романа "Духless" Сергей Минаев, оказавшийся волею судеб в компании Лены Лениной - ныне тоже писательницы и вполне себе "светской львицы". Речь, заметьте, шла не о том, у кого какой марки часы и кто на чем сюда приехал.
Я уж не говорю о программе с Чулпан Хаматовой и Диной Корзун, вышедшей накануне благотворительного концерта в "Современнике", организованного стараниями этих двух очень популярных (а кто-то скажет, "гламурных") актрис. Речь в программе шла исключительно о благотворительности, хотя желающих услышать подробности личной или светской жизни красивых и известных женщин, наверняка, нашлось бы немало.
СТС пытается делать то, что делать на сегодняшний день необходимо. Говорить с новым поколением (под "новым поколением" я подразумеваю не столько подростков, на которых ориентированы скорее музыкальные каналы или отчасти СТС, а скорее тех, кому около 30) на понятном ему языке, развлекая, затрагивать важные и нередко даже больные вопросы. На СТС понимают важность поиска новых героев, если хотите, новых авторитетов, которые и будут осуществлять этот диалог.
Вообще, СТС умеет "делать" звезд практически с нуля: Анастасия Заворотнюк, Нелли Уварова, та же Тина Канделаки. Но здесь все понятно - канал напрямую в этом заинтересован. Иногда в этом продюсерском азарте палка явно перегибается: нас начинают "закармливать" одними и теми же "внутренние" героями СТС, которые кочуют из "Деталей" в "Хорошие шутки", из "Жизнь прекрасна" в "Истории в деталях". Тем не менее, яркость и право на существование этих звезд отчасти подтверждается их популярностью, далеко выходящей за рамки СТС. Одна Заворотнюк чего стоит.
Однако громко заявить о себе на СТС есть шанс не только у тех, кто там работает. Есть и другие способы попасть в "жесткую ротацию" на СТС. Для этого всего-навсего надо стать тем самым новым героем, который может заинтересовать ту самую 30-летнию публику - по большей части капризную и непостоянную.
Видимо, все тот же Сергей Минаев смог это сделать. Потому что вслед за "Деталями" он появился в качестве героя целого фильма в программе "Истории в деталях", которая может претендовать на звание одной из самых качественных и интересных передач телеканала. Коллектив этой программы уже стал притчей во языцех: ежедневный эфир, настоящая репортерская работа, в результате - каждый сюжет как маленький документальный фильм. Так вот, у Сергея Майорова (руководителя программы), как и у продюсеров телеканала, судя по всему, есть чутье на таких вот, необходимых сегодняшней публике героев. А ведь "зажигает звезды" - нравится нам это или нет - именно телевидение. И тот, кого оно "назначит звездой" и куда устремится мода, зависит не только то, что будет смотреть новое поколение, но и то, к чему оно будет стремиться.