Российская Информационная Сеть
25 марта, 11:00

Сближение позиций США и Кремля произошло из-за боязни перед ядерной державой Ирана

Сближение позиций США и Кремля произошло из-за боязни перед ядерной державой Ирана Кремль смягчил свою позицию по Ирану; теперь он с полным основанием рассчитывает на то, что США прислушаются к его мнению по Косово

Кажется дело пошло на лад: Россия начинает сотрудничать с США по иранскому вопросу. На этой неделе в ходе слушаний в Сенате представитель Госдепартамента дал понять, что Россия может оказать давление на Иран, требуя от него соблюдения режима нераспространения ядерного оружия. Очевидно, что Кремль также поддержит дополнительные санкции против Тегерана и не станет поставлять ядерное топливо режиму Махмуда Ахмадинежада (Mahmoud Ahmadinejad). Однако ситуация может и измениться.

Сближение позиций США и Кремля по Ирану отчасти обусловлено нежеланием последнего, чтобы Иран превратился в ядерную державу, тревогой из-за непредсказуемости Ахмадинежада, стремлением не допустить гонки ядерных вооружений на Ближнем Востоке, и раздражением в связи с финансовыми спорами с Тегераном. Однако, помимо этого, Москва дает понять администрации Буша и европейским державам: она хочет, чтобы ее рассматривали как ответственного игрока на международной арене.

Теперь Россия ожидает от США ответных шагов по проблемам, которые Кремль считает важными. И первым в повестке дня стоит вопрос о независимости сербского региона Косово. Этот край, населенный этническими албанцами, был неотъемлемой частью Сербии до 1999 г., когда, в результате организованной Соединенными Штатами натовской интервенции - кстати, без санкции ООН - Косово заняли войска НАТО, установив там ооновский протекторат под фактическим управлением Североатлантического альянса.

Сегодня, израсходовав в Косово миллиарды долларов, НАТО хочет завершить эту операцию. 26 марта на рассмотрение ООН должен быть представлен план поэтапного предоставления независимости этому региону. Правительство Косово согласилось с предлагаемой схемой, однако Сербия, стремящаяся восстановить контроль над краем, ее отвергает. Премьер-министр Сербии Воислав Коштуница (Vojislav Kostunica) заявляет: предоставив Косово независимость, ООН создаст прецедент расчленения суверенного государства, входящего в ее состав, против воли последнего.

Однако на карту в этом вопросе поставлено нечто большее, чем права сербов и косоваров - именно с этим и связаны основные сложности. Москва, обладающая правом вето в Совете Безопасности, четко заявляет, что не поддержит план, который не одобряют сербы. Впрочем, возможно одно исключение: теоретически Москву, наверно, удастся убедить воздержаться при голосовании по Косово в обмен на предоставление независимости пророссийски настроенным сепаратистским анклавам в Грузии.

Подобно Косово эти регионы - Абхазия и Южная Осетия - уже много лет обладают фактической независимостью, а у их жителей имеется длинный список претензий к грузинским властям. Однако Тбилиси считает их неотъемлемой частью грузинской территории; при этом сама Грузия быстро превращается в главное `государство-клиент` США на Кавказе.

Разумным выходом из этой ситуации стало бы компромиссное решение, способное получить одобрение сербов - либо отказ от предоставления Косово полной независимости, либо передача некоторых районов края в состав Сербии. Это создало бы и подходящий прецедент для решения вопроса об `отколовшихся` грузинских регионах.

Однако влиятельная группа неоконсерваторов и `либералов-интервенционистов` в составе администрации Буша и за ее пределами компромиссов не признает. Для них внешняя политика определяется исключительно моральными соображениями; русских они считают `плохими парнями`, которым следует `преподать урок`, а не идти с ними на `сделку`.

К примеру, Ричард Холбрук (Richard Holbrooke) - один из архитекторов нападения на Югославию в 1999 г. - заявляет, что в косовском вопросе Россия ведет себя `вызывающе` по отношению к США и их союзникам, а сама эта проблема представляет собой `важный тест с точки зрения отношений России с Западом`. Кроме того, он выступает за приглашение Грузии в НАТО (вместе с Абхазией и Южной Осетией), чтобы тем самым `расставить точки над i в отношениях Запада с Россией`.

У Холбрука нашелся союзник и в администрации Буша - Дэн Фрид (Dan Fried), заместитель госсекретаря по делам Европы и Евразии. Он утверждает: нравится это Москве или нет, независимость Косово не станет прецедентом для Абхазии и Южной Осетии. `Это не создает и не создаст никакого прецедента`, - заявил он на брифинге в Госдепартаменте.

Здесь, впрочем, есть одна проблема: Россия не в состоянии помешать Косово обрести независимость, но не позволить Грузии занять Абхазию и Южную Осетию ей вполне по силам. У российских военных есть планы на подобный случай, и они предусматривают не только отражение наступления грузинских войск на эти регионы, но и ответный удар по территории самой Грузии. В свою очередь, грузинский парламент принял постановление о поддержке вступления страны в НАТО; его спикер Нино Бурджанадзе пояснила, что членство в этой организации поможет `восстановить территориальную целостность Грузии`.

Нетрудно понять, к чему приведет `жесткая линия` со стороны США - она обернется острым конфликтом с Россией из-за независимости отдаленных регионов, не имеющих особого значения с точки зрения интересов США. При этом подобный конфликт не может не отразиться на важнейших интересах Соединенных Штатов, поскольку он сорвет все усилия по сближению российской и американской позицией в иранском вопросе, и ее превращению в нашего ответственного партнера при решении других проблем.

Американо-российские отношения не могут развиваться в двух параллельных измерениях: мы одновременно требуем от Кремля сотрудничества по таким проблемам, как борьба с распространением ядерного оружия и терроризмом, и с пренебрежением отвергаем точку зрения России в других вопросах. По-моему, очевидно, какое из двух измерений больше соответствует интересам США.

nbsp;RIN 2000-