Российская Информационная Сеть
3 апреля, 10:46

"Рыночная реформа" взвинтит цены

"Рыночная реформа" взвинтит цены Одна из величайших глупостей последнего времени - запрет на работу в розничной торговле для продавцов-нероссиян, начала реализовываться во всей своей непревзойденной красе.

Несмотря на то что начало действия этого запрета пришлось на День дурака, торговцам и покупателям на подавляющем большинстве розничных рынков России было не до смеха.

Напомним, что, согласно принятым Госдумой изменениям в законодательстве, с 1 апреля трудовые мигранты не имеют права работать в системе розничной торговли. Еще раньше, с 1 января 2007 г. доля иностранцев в общей численности продавцов на розничных рынках была сокращена до 40%. Решению депутатов предшествовало заявление президента РФ, потребовавшего навести порядок в сфере розничной торговли с учетом интересов коренного населения, что во многом и объясняет столь суровые меры. Главными ответственными за нарушение новых правил торговли назначены администрации розничных рынков. За каждого мигранта, обнаруженного за прилавком после 1 апреля, администрации придется расстаться с внушительной суммой от 500 до 800 тыс. рублей.

О том, что подобного рода меры не изменят к лучшему существующую систему рыночной розничной торговли, эксперты говорили достаточно давно. Серьезные вопросы вызывает сам подход, представляющий собой не что иное, как запрет на профессию, а довод о "наведении порядка в рыночной торговле" с учетом "интересов коренного населения" больше смахивает на националистический лозунг. О том, что "наведение порядка" - акт дешевого популизма, призванный убрать с глаз "дорогих россиян" не особо приятные этим глазам лица, говорит весьма примечательный факт: закон не запрещает мигрантам работать на рынках в качестве грузчиков, уборщиков, оптовиков, руководителей и арендаторов рабочих мест. Вместо тихой радости от созерцания за прилавками одних лишь милых лиц своих соотечественников, патриотично настроенному покупателю, скорее всего, придется наблюдать, как невольно повышенные в должности "некоренные" руководители и арендаторы бодро понукают "коренными" продавцами.

Как показывает практика, в большинстве случаев стоящий за прилавком продавец не является определяющей фигурой в происходящем на рынке товарно-денежном обмене. Основные решения о закупках, ценообразовании и ценовых сговорах принимают совсем другие люди, которым новый закон абсолютно не мешает заниматься своей привычной работой.

Предположение о том, что освободившиеся торговые места будут заняты российскими фермерами и другими производителями товара, выглядит полнейшей иллюзией. Ни в одной стране мира ни один нормальный производитель или его наемные работники не будут стоять за прилавком, продавая товар в розницу. Исключением являются лишь сезонные ярмарки, но в этом случае товар продается преимущественно оптом. Рабочее время производителя несоизмеримо дороже рабочего времени розничного продавца, и не надо быть Адамом Смитом, чтобы понимать эту простую истину, на которой тысячи лет базируется разделение на производство и торговлю. Производитель заинтересован не в наличии прилавка на рынке, а в возможности при любых условиях быстро сбыть свой товар по выгодной цене. Обеспечить же эту самую выгодную цену могут только конкурирующие между собой оптовые покупатели. Однако оптовая сфера, в отличие от розницы, не столь открыта большинству глаз, и поэтому о "наведении порядка" там никто не помышляет.

В заключение - несколько слов о возможных последствиях начавшейся "рыночной реформы". Первым и самым главным из них станет повышение розничных цен. Что бы ни говорили в эфире телеканалов представители миграционных служб, экономические законы остаются экономическими законами. По разным данным, на долю "некоренных" продавцов приходится от 50 до 100% от общего количества представителей данной профессии. Это значит, что образовавшийся вакуум непременно должен быть кем-то заполнен. Найти за короткий срок внушительную армию обладателей российского паспорта, готовых за скромную оплату с раннего утра в жару и холод стоять за прилавком, практически нереально. На сегодняшний день еще не ясно, какой процент ушедших будет покрыт за счет местных кадров, но, судя по изрядно обезлюдевшим по всей стране рынкам, можно сказать, что небольшой. В свою очередь, в одночасье возникший дефицит кадров неизбежно потянет за собой и цены. Если раньше арендатор торгового места, во избежание лишних затрат и для поддержания конкурентоспособности цен, мог сам заниматься торговлей, то сегодня для этой цели ему придется искать продавца с российским паспортом, которому необходимо платить зарплату. Учитывая дефицит претендентов, платить придется больше, чем ранее платили "некоренным" продавцам. Как это скажется на ценах - догадаться не трудно.

Примечательно, что, едва успев вступить в действие, новые правила уже вызвали недовольство у региональных властей, которые начинают активно прощупывать почву для их легитимного обхода. Так, например, выступая в эфире телеканала ТВЦ, Юрий Лужков пытался убедить федеральное правительство в неприемлемости полного запрета на работу мигрантов в розничной торговле. Столичный мэр настаивал на необходимости сохранения таких рабочих мест для "легализованных мигрантов" и после 1 апреля. Беспокойство градоначальника вполне понятно: скачок розничных цен и связанный с этим рост недовольства населения городским властям определенно не нужен.

В подавляющем большинстве крупных городов мира низкоквалифицированную работу - розничная торговля, уборка улиц и помещений, работы на строительстве - давно уже выполняют представители менее развитых стран. Это позволяет национальным кадрам занимать более престижные, перспективные и высокооплачиваемые рабочие места. Почему этого не хотят российские власти - можно только догадываться.

nbsp;RIN 2000-