Российская Информационная Сеть
7 апреля, 20:14

Путин осуществляет мечту восьмой "большой сестры", объединив нефть и газ

Путин осуществляет мечту восьмой "большой сестры", объединив нефть и газ Есть логика в московском аукционе по распродаже шкуры `ЮКОСа`. И есть урок, который рассказывает, как функционируют вещи в орбите Владимира Путина.

Прежде всего, логично, что продажа стала важным шагом в завершения карты энергетической власти в России в первую очередь, но не только. Больше для `Газпрома`, чем для Eni и Enel.

20% акций `Газпромнефти`, купленных итальянцами, теперь будет приобретено `Газпромом`, который на таких условиях договорился с Eni, и благодаря чему группа, руководимая Алексеем Миллером, сможет контролировать 92-93% `Газпромнефти`, то есть нефтяной компании Романа Абрамовича (хозяина футбольного клуба `Челси`), проданной русскому газовому монополисту в 2005 году (она называлась `Роснефть`).

`В этом случае, как сказал вчера один московский источник, `Газпром` выступит с предложение приобрести оставшуюся квоту `Газпромнефти` и, собрав акции, объединит газовую и нефтяную деятельность в едином гиганте`.

Проект Кремля по созданию на базе `Газпрома` самой богатой и самой могущественной энергетической компании в мире - которая объединит газ и нефть и станет финансовой, индустриальной и геостратегической рукой того, кто командует на Красной площади - находится в самой решающей стадии: ей не доставало 20%, которые принадлежали `ЮКОСу` Михаила Ходорковского (в настоящее время находится в сибирской тюрьме), но теперь она может их получить.

Это серьезная проблема. Создать нечто подобное уже долгое время было целью Дмитрия Медведева, первого вице-премьера и одного из возможных преемников Путина на президентский пост в России: в 2004 году он высказал идею об объединении `Газпрома` с `Роснефтью`, чтобы создать нефтегазовый гигант. Этот проект тогда не был осуществлен, поскольку `Роснефть` оказалась в сфере интересов его противника и главы группы оппонентов внутри Кремля - Игоря Сечина. Двое, однако, продолжали усиливать свои энергетические вотчины и в этом смысле расчленение компании Ходорковского, в свое время первой в России, стало отличной возможностью: `Роснефть` скупила основную нефтяную деятельность `ЮКОСа`, и теперь `Газпром` покупает эти 20%, которые не хватали для достижение его целей.

С одной стороны, `Газпром` становится компанией, полностью интегрированной в энергетический сектор. И становится не только конкурентом таких супермейджеров, как Exxon, Bp, Shell, Texano, но и гораздо больше их: его годовое производство более девяти миллионов баррелей, что в два раза превышает добычу второй нефтяной сестры Exxon. В этом случае он сравнивается с саудовской Aramco и, как она, в отличие от западных компаний, имеет открытый доступ к резервам собственной страны.

C другой стороны, он пополняет свой арсенал в борьбе с противниками внутри страны, такими, как Сечин и `Роснефть`.

В сложившейся ситуации Eni и Enel сыграли роль локомотивов `Газпрома` на торгах, поскольку, как говорят в Москве, Миллер не хотел участвовать в аукционе лично, опасаясь юридических шагов со стороны западных акционеров `ЮКОСа` против тех, кто участвует в ликвидации компании. (Вчера адвокат Ходорковского Роберт Амстердам сказал, что считает торги фарсом). И вот здесь можно провести урок, посвященный тому, как функционирует деловой мир в путинской России.

Чтобы получить доступ к двум месторождениям газа, купленным вчера (`Арктикгаз` и `Уренгойл`), Eni должна была согласиться перепродать `Газпрому` не только 20% `Газпромнефти`, но также и 51% тех же месторождений. Второй человек российской группы, Александр Медведев, спустя несколько минут после аукциона, сразу дал понять, что русские намерены использовать права оптации. `То, что мы получим, пока обсуждается, но точно это будет не меньше 51%`, - сказал он.

Но и это не все. По неофициальным данным, газ, который Eni будет добывать на этих двух месторождениях, будет продаваться `Газпрому` (по закону он не может экспортироваться) по следующей схеме: 75% - по действующей на внутреннем российском рынке цене (деятельность `Газпрома` внутри страны убыточна) и оставшиеся 25% - по международным ценам за вычетом стоимости транспортировки (которая будет осуществляться `Газпромом`). Более того, на основании договоренности, достигнутой в прошлом году между главой Eni Паоло Скарони и Миллером, `Газпром` будет обладать правом покупки у итальянской компании ее нероссийских активов: речь идет о ливийских месторождениях и квотах в EniPower. Иными словами: русские не дарят даже иголки. Для западной компании получить доступ к российским запасам крайне трудно и дорого, правда и то, что если исключить непродолжительное появление на аукционе BP, то ни одна другая западная группа не принимала участия в торгах в эти дни.

Отношения между Москвой и Римом, между Eni и `Газпромом` со вчерашнего дня стали более сильными. Даже, если сотрудничество не кажется абсолютно равноправным. Кроме всего прочего, опыт Shell и Bp показывает, что Кремль не особенно щепетилен в вопросах возобновления дискуссий по поводу уже достигнутых договоренностей по правам использования месторождений, находя для этого многочисленные оправдания. Два дня назад во время конференции госсекретарь США Кондолиза Райс, говоря о России, сказала, что `административные советы (западных компаний) беспокоятся за свои инвестиции`.

nbsp;RIN 2000-