Российская Информационная Сеть
13 апреля, 17:31

Найден способ избавиться от офисных краж

Найден способ избавиться от офисных краж Темпы строительства офисных зданий в российской столице поражают воображение: по некоторым данным, ежегодно в Москве возводится до 1,5 млн кв. м площадей под различные конторы, фирмы и организации.

При этом, однако, возникает существенная проблема: вместе с "корпоративными" застройками растет и число офисных краж, часто ставящих в тупик даже самых опытных следователей. Усугубляет ситуацию тот факт, что нередко за хищением замечают не только "пришлых" преступников, но и самих сотрудников и даже охранников, которые зачастую не могут устоять перед соблазном взять то, что плохо лежит.

Как же вычислить и обезвредить такого воришку? На этот вопрос попытались ответить корреспонденты "Новых известий", обратившиеся за помощью к экспертам, сотрудникам правоохранительных органов и служб безопасности, а также к офисным работникам.

"Воровство в нашем офисе случается довольно часто, - признался изданию менеджер по кадрам одной из крупных столичных туристических фирм Андрей Зиборов. - В первую очередь выясняем - свои стащили или "клиент" уволок. И зачастую бывают, что "поработали" пришлые". Понятно, что подобными случаями, как правило, занимается милиция, неплохо знающая схемы офисных воришек, а вот сотрудники собственных служб безопасности "сторонних" преступников искать даже не пытаются: все равно бесполезно.

По мнению блюстителей порядка, похитители, специализирующиеся на офисах, достаточно профессиональны и предпочитают работать в центре города. "У офисных мародеров глаз наметан, они знают места, куда обычно работники прячут свои сумки и ноутбуки, - рассказала "НИ" начальник информационного отдела ГУВД Центрального административного округа Москвы Елена Персилова. - Если воры заходят в бизнес-центр, то они просто посещают все офисы подряд. И почти всегда уходят с добычей".

Чаще всего такие преступники работают группами: один, к примеру, стоит на "шухере" у входа, второй выполняет основную работу (то есть ворует), а третий сидит в машине на случай облавы. "Правда, привлечь к ответственности удается только одного - того, которого ловят с поличным", - отметила Персилова. Но есть и "смельчаки", предпочитающие действовать в одиночку, представляясь, допустим, рекламными агентами или курьерами. "На кражах попадаются и настоящие курьеры, - отметил, в свою очередь, начальник пресс-службы Московского уголовного розыска Алексей Бахромеев. - Несколько раз придут в один и тот же офис, разведают обстановку и, выбрав подходящий момент, тащат с рабочих мест сумочки и сотовые телефоны".

Другое дело, когда кражи совершают сами служащие. Как пишет издание, такие преступления - головная боль для охранников из службы безопасности офиса, поскольку они не могут даже обыскать подозреваемых. "Все, что остается, так это просто поработать серым веществом", - советует эксперт интернет-портала по охране безопасности "Гард Инфо" Кирилл Поддубко. Такого же мнения придерживаются психологи и менеджеры: они рекомендуют проводить секретные операции по "отлову" воришки, ведь очевидно, что если человек решился на кражу в собственной компании, переступив через определенный этический и психологический порог, то он обязательно сделает это еще раз. "Поэтому нужно только хорошо наблюдать, - добавил Поддубко. - В этом помогают видеокамеры. Обычно кражи происходят под шумок корпоративных вечеринок".

"На видном месте, просматриваемом с камеры, оставьте кошелек-приманку, - советует, в свою очередь, директор агентства по предотвращению потерь Игорь Чумарин. - Если видеокамер нет или же воришка знает об их присутствии и крадет только в непросматриваемых уголках, то используйте кошелек с начинкой". При этом особо эффективны так называемые "маркеры" - химические вещества, которые оставляют на одежде или руках трудносмываемые пятна или подают звуковой сигнал. "Оставьте кошельки с хлопушками - это небольшое устройство, которое используется в фильмах для имитации взрыва, - рекомендует Чумарин. - Поднимаешь кошелек - раздается мини-взрыв. И сразу видно, кто в корпорации нечист на руку".

Можно обойтись и без мини-взрывов, а использовать другие приманки - например, ловушки типа "Кукла" и "Мини-Кредит" в виде пачки банкнот или "Сувенирная коробка" и "Кошелек" в виде бумажника. Как только воришка возьмет их в руки, он будет опылен несмываемым красящим веществом. Правда, стоит учитывать, что некоторые ловушки такого рода содержат слезоточивый газ, способный вместе с краской сразить воришку наповал.

Но вот преступник пойман. Что же ему грозит? Как правило, самое страшное, что происходит с воришкой, - это увольнение, поскольку руководство компании зачастую не обращается в правоохранительные органы, опасаясь огласки. "Вещи, которые крадут из офисов, стоят не так уж много, чтобы тратить силы и разбираться с каждым случаем вместе с милицией, - пояснил изданию генеральный директор одной из столичных фирм Ильяз Нурмухамедов. - Зато мы можем прославиться, причем с дурной стороны. Кража в офисе, скорее, внутреннее дело, которое не стоит предавать огласке. Клиенты подумают, что у нас либо плохая охрана, либо нерадивые сотрудники, а значит, и фирма ненадежная". Действительно, проще ограничиться отстранением провинившегося сотрудника.

"Увольнение чаще всего также проходит тихо, чтобы остальной персонал не знал, - добавил Поддубко. - Такие случаи всегда раскалывают единство коллектива. При огласке случая воровства все начинают подозревать друг друга, ругаться, что плохо сказывается и на общей атмосфере, и на работе". Не удивительно, что подобным приемом часто пользуются пиарщики, желая внести раскол в компании конкурентов. "Украсть во вражеском лагере кошелек и подложить его кому-нибудь - известный ход черного пиара, - признался менеджер столичной PR-компании Николай Рындаков. - Это сильно сказывается на коллективе, и компания из-за такой, казалось бы, мелочи оказывается в проигрыше".

Очевидно, однако, что в большинстве случаев на обворовывание коллег идут по другим мотивам - к примеру, из-за банального желания обогатиться за счет других. Но бывает и так, что офисными воришками руководит обида. "Воруют те, кто чувствует себя ущемленным или недооцененным, а их жертвами становятся те, кому хорошо платят и часто хвалят, - отметила психолог Ольга Мужицкая. - Это происходит из мести или чувства зависти".

Впрочем, даже если начальство и решает обратиться в милицию, это делается слишком поздно. "И преступника по горячим следам не удается поймать, и в полной мере провести оперативно-розыскную работу не получается", - призналась Елена Персилова. Поэтому всем фирмам, которые заботятся о своем имидже и хотят предотвратить офисные кражи, издание дает один-единственный совет: поставьте хорошую систему видеонаблюдения или же обзаведитесь серьезной системой пропускного режима. Проверено - действует.

nbsp;RIN 2000-