Российская Информационная Сеть
20 апреля, 13:21

Для России отношения с Западом имеют определяющее значение для восприятия своего положения в мире

Для России отношения с Западом имеют определяющее значение для восприятия своего положения в мире После жесткого выступления президента Путина в Мюнхене с осуждением американской политики односторонних действий высокопоставленные российские и американские чиновники стараются не подчеркивать свои противоречия.

Однако им непросто снизить напряженность в отношениях между Россией и Западом, вызванную такими разноплановыми вопросами, как Ирак, Иран и планы США по размещению баз ПРО в Польше и Чехии - бывших советских сателлитах.

Для США проблемы с Россией - лишь один из многочисленных факторов. Но для России отношения с Западом имеют определяющее значение для восприятия ею самой себя и своего положения в мире.

Многие представители российской политической элиты все еще сожалеют о потере статуса сверхдержавы после краха советской империи. Теперь, когда политические и экономические неурядицы 1990-х годов позади, а страна, благодаря энергоносителям, начала возрождаться, они считают, что Россия вновь заслуживает уважения. Как и президент Путин, они хотят покончить с `политикой односторонних действий` США и вернуться к многостороннему сотрудничеству, в котором Россия играла бы одну из ведущих ролей. Кроме того, они хотели бы признания значения России как глобальной энергетической державы и ее доминирующей политической позиции на постсоветском пространстве.

По мнению председателя комитета Совета Федерации РФ по международным делам Михаила Маргелова, мысль, которую пытался донести Путин, заключалась в следующем: `Сегодня вы имеете дело не с той Россией, какой она была в 1991 г. Мы больше не та Россия. Мы становимся сильными. Но это не значит сильными и страшными. Мы не идеальны, но кто идеален?` Маргелов считает, что возвращение сильной России приведет к `экономической и политической конкуренции в постсоветской сфере и в других частях мира`. Но это не предвещает возврат к `холодной войне`.

Взгляды Маргелова представляют собой умеренный московский мэйнстрим. Но с ростом национализма все большей поддержкой пользуется более `ястребиная` политика. `Ястребы` считают, что Россия втянута в многовековой конфликт с западным миром, стремящимся к мировому господству.

Кремль старается держать более радикальных ястребов под контролем. Ему известно, что Россия, несмотря на экономическое возрождение последних лет, слишком слаба для того, чтобы соперничать с США в политической сфере, не говоря уже о военной. Оборонный бюджет России эквивалентен пяти процентам американского, а большая часть ее оружия была создана в советское время. Как считает либеральный внешнеполитический аналитик Федор Лукьянов, `Путин определенно не желает тотальной конфронтации с Западом`.

Однако с приближением президентских выборов кремлевским чиновникам, возможно, потребуется дать ответ на рост национализма. В своей недавней статье в FT Константин Косачев, председатель комитета по международным делам Государственной Думы, пишет: `Пространство для маневра российских политиков будет ограничено. Большинство россиян недовольно тем, что происходит в их регионе, и чаще всего это связывается с тем, что Россия ведет себя слишком мягко. Любой политик, не готовый к жестким действиям, рискует потерять поддержку`.

Посмотрим, как это проявится в конкретных ситуациях. Главной проблемой для России является американский план противоракетной обороны. Российские официальные лица признают, что само по себе размещение 10 ракет-перехватчиков в Польше для отражения возможного удара со стороны стран-изгоев не представляет собой военной угрозы России. Однако оно может стать таковой, если США приступят к созданию новых элементов системы ПРО.

Российские чиновники утверждают, что, размещая базы в Восточной Европе и намекая на возможность аналогичного сценария на Украине и в Грузии, Вашингтон угрожает российскому чувству безопасности. Российские `ястребы` заявляют, что США продолжают экспансию НАТО на восток и умышленно приближают военную инфраструктуру альянса к границам России.

Кроме того, Москва опасается, что кампания по сдерживанию ядерной программы Ирана может привести к военной операции, проведенной США или при их поддержке. По мнению российских официальных лиц, пример Ирака показал, что такая интервенция незаконна и контрпродуктивна. Однако позицию России осложняет то, что она определенно не хочет, чтобы вблизи ее южных границ было государство с ядерным оружием.

Менее двузначна позиция Москвы по Косово. Она не раз заявляла, что не поддержит США и Великобританию в их стремлении навязать Сербии независимость Косово. Некоторые российские чиновники указывают на то, что независимость Косово может создать опасный прецедент для других отколовшихся территорий, в том числе, для сепаратистских регионов Грузии. Другие опасаются, что разыгрывание этой карты может оказаться рискованным для многонациональной России.

Между тем, России будет все сложнее улучшать отношения с ЕС, чтобы сбалансировать трудности в отношениях с США. В своих контактах с Москвой ЕС придерживается прагматической позиции, признавая ключевую роль российского экспорта энергоносителей. Но вступление Польши и других бывших советских сателлитов сделало его более недоверчивым. Неудача с началом переговоров по новому соглашению о сотрудничестве между ЕС и Россией - лишь один из признаков смены настроений.

nbsp;RIN 2000-