Российская Информационная Сеть
27 апреля, 12:31

Мобильники заменят кошельки в российских супермаркетах

Мобильники заменят кошельки в российских супермаркетах Заголовок статьи навеян не кошмарным сном о далеком "цифровом будущем", а вполне земными планами питерского банка "Таврический" по развитию собственной сети мобильных платежей.

Пока участники круглого стола на КИБе утверждают, что мобильные платежи - это миф, банк уже через несколько месяцев планирует запустить возможность мобильной оплаты в кинотеатрах и магазинах. Причем открытие банковского счета, которое останавливает многих владельцев сотовых телефонов, не потребуется - пользователь будет оперировать деньгами на виртуальном аккаунте.

По утверждению представителей банка, выглядеть мобильная оплата в супермаркетах будет следующим образом. Покупатель приносит выбранные товары к специальной стойке в магазине, с ее помощью подсчитывается итоговая стоимость покупок. Автомат высылает на телефон SMS-запрос, который абоненту остается подтвердить для списания с банковского счета нужной суммы. На первый взгляд, эта схема кажется несколько утопичной, однако мобильная оплата за цифровые товары и коммунальные услуги - уже реальность.

Сектор мобильных платежей нельзя считать новорожденным. В течение нескольких лет на этом рынке пробуют свои силы операторы связи и сторонние организации. Притягательной является простота осуществления платежей и широкое распространение самого инструмента - мобильного телефона, который, к тому же, подобно обычному кошельку, всегда оказывается под рукой. Технологические решения тоже существуют: можно управлять мобильным кошельком с помощью Java-приложения, SMS-команд, либо голосового меню. Мешает массовому распространению такого удобного способа платежа законодательство - расплатиться "своими деньгами", лежащими у оператора связи, нельзя, поэтому необходимо связать свой телефон с банковским счетом. Эту проблемы операторы решают по-разному. МТС, например, предлагает использовать специальную SIM-карту, открывающую доступ к обычному банковскому счету. На аналогичных принципах построена и услуга "Мобильный банк" от "Мегафона". Несколько проще заполучить "Мобильный кошелек" в "Билайне", хотя открытия счета тоже не получится избежать. Распоряжаться своей мобильной наличностью абонент сможет с помощью голосового меню, либо SMS, а его идентификатор в системе очень похож на номер телефона. Платежная система "Мобильный кошелек", стоящая особняком, предлагает установить в телефон приложение, которое оперирует средствами в виртуальном кошельке по аналогии с "Телепатом" от WebMoney.

Вышеописанное разнообразие, очевидно, не слишком радует самих абонентов. Вложившись каждый в свое решение, операторы сотовой связи идут параллельным курсом, а владелец телефона должен подстраиваться под их капризы. Смена оператора сделает кошелек недоступным и заставит пользователя заново осваивать мобильные платежи, уже в новой интерпретации. Банк "Таврический", задумавший собственную платежную систему на технологии PayCash, не планирует ограничиваться одним-единственным оператором, поэтому теоретически способен реализовать ту схему, которой суждено будет стать стандартной. Пока, правда, он может похвастаться лишь договоренностью с "ВымпелКомом", однако все еще впереди.

Корнями новая платежная система уходит, похоже, непосредственно в "Мобильный кошелек" Билайна. Каждому абоненту, заинтересованному в этой услуге, и раньше открывался счет именно в банке "Таврический". В самой компании "ВымпелКом" взаимосвязь между "Мобильным кошельком" и новым направлением, которое намерен продвигать АКБ "Таврический", прокомментировали весьма туманно.

"ВымпелКом" уделяет достаточно высокое внимание развитию услуг мобильной коммерции и рассматривает все легитимные способы реализации мобильных платежей. Естественно, наша компания сотрудничает с рядом партнеров, часть из которых развивает собственные решения, это нормальное явление, которое способствует развитию всего рынка", - сообщила Ксения Корнеева из службы по связям с общественностью в интервью TelNews.

О мобильном перевоплощении PayCash, лежащей в основе "Яндекс.Денег", было громко объявлено еще год назад. Тогда компания Cyphermint представила защищенный сервис мобильной коммерции на базе PayCash Mobile. Инициатива АКБ "Таврический" не кажется случайной: банк в течение нескольких лет является финансовым оператором PayCash, а с октября 2000 года - еще и эмитентом предоплаченного финансового продукта PayCash.

На успех универсальной системы мобильных платежей будет влиять сразу множество обстоятельств. Удастся ли "Таврическому" договориться с остальными операторами "большой тройки"? Будет ли ввод-вывод средств действительно удобным? Сможет ли банк существенно расширить спектр мобильных платежей, договорившись с теми же супермаркетами? Пока же, кроме инфраструктурных и законодательных сложностей, создателю новой системы мобильных платежей придется столкнуться с опасениями пользователей, касающимися безопасности.

"Кредитная карточка скоро станет не актуальной", - приводит слова Ивана Кузнецова, вице-президента АКБ "Таврический", газета "Финансовые известия". Насколько такие громкие заявления соответствуют действительности, покажут ближайшие полгода.

nbsp;RIN 2000-