Российская Информационная Сеть
28 апреля, 20:05

США и Россия говорят о желании работать вместе, но друг друга при этом не слышат

США и Россия говорят о желании работать вместе, но друг друга при этом не слышат Когда США попросили разрешения у Польши, а затем у Чехии на размещение систем противоракетной обороны на их территории, ракеты-перехватчики и радиолокационная станция были названы разумной мерой противодействия Ирану и гарантией увязки безопасности Европы и США.

Но поскольку Россия отвергла новое американское предложение о сотрудничестве в деле ПРО (причем отказ этот заканчивался восклицательным знаком, так как в четверг Кремль пригрозил выйти из договора по обычным вооружениям в Европе), эта инициатива чревата дальнейшей изоляцией России и разногласиями в европейском обществе по поводу перспектив его совместной безопасности.

Обмен язвительными высказываниями между Вашингтоном и Москвой, который, как опасаются многие европейцы, выдернет пробку из бутылки с джинном `холодной войны`, стал новой иллюстрацией того, что США и Россия говорят о желании работать вместе, но друг друга при этом не слышат.

Соединенные Штаты заявляют, что базы противоракетной обороны, предложенные государствам, ранее входившим в советский блок, будут нацелены исключительно против Ирана. А страна эта, по сообщениям американской разведки, разрабатывает ракеты, способные достигать европейской территории, и пытается получить средства для изготовления ядерного оружия. Москва говорит, что это она является настоящей целью для американской ПРО, что угроза со стороны Ирана - это дело далекого будущего, и что базы на самом деле будут играть роль троянского коня, придвинутого вплотную к российским границам.

Соединенные Штаты утверждают, что их предложение о совместном использовании противоракетных систем и радиолокационной установки позволит России наладить серьезное сотрудничество с США и НАТО, что такая ситуация беспроигрышна для обеих сторон. Кремль отвечает, что все попытки примирения со стороны Москвы после окончания `холодной войны` мало чем помогли укрепить российскую безопасность.

Еще не приступив к переговорам по-настоящему, обе стороны уже обозначают крайне жесткие позиции. Хотя Соединенные Штаты Америки и стремятся успокоить Россию, обещая сотрудничество и прозрачность в вопросе ПРО, они заявляют, что Москва не сможет запретить им размещать свои противоракетные базы в Центральной Европе. Кремль в ответ говорит, что новое предложение США никак не может изменить его неизменно отрицательное отношение к американской системе ПРО в Европе, и что он готов в качестве демонстрации своего гнева выбить подпорки из-под других соглашений по контролю над вооружениями.

Следует признать, что дебаты по поводу ПРО только-только начинаются. Они будут разыгрываться на международной дипломатической сцене долгие месяцы, возможно, годы. Ведь две базы противоракетной обороны, создание которых может обойтись примерно в 3,5 миллиарда долларов, будут построены еще не скоро.

В определенной мере, споры по поводу системы ПРО - это даже не разговор о ракетах-перехватчиках и радарах. Об их эффективности пока можно только гадать. Речь здесь идет о том, как Россия воспринимает свою роль и место в движущейся в западном направлении Европе, насколько незащищенной она себя чувствует.

Таким образом, Вашингтон и Москва играют на публику, то есть на население Польши и Чехии, чьи парламенты должны принимать решение о базах, а также в целом на население Европы, которое совсем неоднозначно оценивает планы ПРО.

Если Соединенные Штаты Америки надеялись на то, что прозвучавшие в четверг из Москвы угрозы и критика объединят Европу и заставят ее открыто поддержать американские планы размещения 10 ракет-перехватчиков в Польше и РЛС слежения в Чехии, то они могут испытать разочарование.

За закрытыми дверями европейские союзники Америки были действительно едины в своей негативной реакции на российские угрозы, когда они собрались в четверг в Осло на встречу с участием госсекретаря Кондолизы Райс (Condoleezza Rice), министров иностранных дел других стран-членов НАТО и министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Об этом говорят американские и европейские официальные лица, которые присутствовали на заседании или на брифинге по его итогам.

Европейцев особенно обидела воинственность России, которую она продемонстрировала сразу после примиренческого визита в Москву американского министра обороны Роберта Гейтса (Robert Gates), предложившего совместно с Россией использовать систему ПРО.

`То, что русские развернулись и дали нам пощечину, не очень понравилось сегодня европейским государствам`, - сказал один высокопоставленный американский представитель, говоривший на ставших традиционными в дипломатии условиях анонимности.

`Возникло практическое единодушие по поводу того, что Россия должна работать вместе с американцами и НАТО в вопросах ПРО, о чем говорили делегаты из целого ряда стран`, - заявил этот американский представитель. Представленную американцем версию событий подтвердили официальные представители двух европейских стран, принимавшие участие во встрече.

Однако в пятницу, выступая публично, европейские руководители вернулись к обычной для себя неопределенности и осторожности в оценках американских предложений по противоракетной обороне, которая уже несколько месяцев характеризует их настроения.

`Главное - остановить волну недоверия между Россией и США, - заявил министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier), - в этом Европа заинтересована непосредственно`.

А сама Меркель вообще не дала публичного ответа российскому президенту Владимиру Путину. Это подтверждает осторожность и осмотрительность ее позиции, которую она заняла еще в феврале, когда российский президент выступил с не менее агрессивными замечаниями на конференции по безопасности в Мюнхене.

По мнению аналитиков, для Германии прямым результатом углубления раскола может стать срыв усилий Меркель по налаживанию более тесных экономических и торговых связей между Европейским Союзом и Россией.

Однако некоторые обозреватели полагают, что тон Путина был вполне предсказуем, а его заявления могут расколоть европейцев, разделив их на два лагеря: Западную Европу и Европу Восточную, которая граничит с Россией.

Тот договор, действие которого пригрозил приостановить Путин, называется Договором об обычных вооруженных силах в Европе. Он предусматривает снижение и передислокацию значительной части тяжелой боевой техники, находившейся во времена `холодной войны` на линии противостояния между Востоком и Западом, включая танки, артиллерию, бронемашины и ударную авиацию. Он также устанавливал правила проведения инспекций.

`Попытки расколоть старую и новую Европу понятны`, - говорит бывший министр обороны Польши Радек Сикорский (Radek Sikorski).

`Русские, которые играют на повышение, доставят нам массу хлопот, - утверждает он, - для них это была слишком хорошая возможность, которую нельзя было упустить`.

nbsp;RIN 2000-