Российская Информационная Сеть
9 мая, 17:06

Образование независимой Шотландии выгодно России

Образование независимой Шотландии выгодно России На выборах 4 мая в Шотландии большинство мест досталось националистам, ратующим за ее независимость. Для английского премьера Тони Блэра это стало настоящей пощечиной.

Мало того, что его Лейбористскую партию серьезно подвинули консерваторы, в "национальных окраинах" неожиданно появилась новая опасность, которой, казалось, никто не ждал - сепаратисты. Стоит заметить, что лейбористы, правившие Шотландией на протяжении полувека, впервые сдали им позиции. Лидер Шотландской националистской партии Алекс Сэлмонд не скрывал своего воодушевления от победы: "Шотландия изменилась к лучшему, и это навсегда. Это исторический момент! У Лейбористской партии больше не осталось морального права управлять Шотландией".

В Лондоне к такой идее относятся без особого оптимизма. Показательно, что нынешний министр финансов Великобритании и вероятный преемник Тони Блэра шотландец Гордон Браун уже заявил о том, что "территориальная целостность Соединенного Королевства находится под угрозой", призвав "противостоять любому движению в сторону балканизации Британии". Сам премьер уверен, что независимость Шотландии "приведет к катастрофическим последствиям, прежде всего, для самих шотландцев".

Не случайно, что вопрос о независимости был поднят именно в 300-ю годовщину потери ее самостоятельности. Напомним, что Англия и Шотландия после многочиґсленных средневековых войн формально объединились под властью единого монарха в 1603 году, и окончательно Эдинбург лишился свободы в 1707 году, когда был распущен местный парламент и создан единый законодательный орган с англичанами. Однако идея независимости продолжала витать в воздухе и впервые обрела свои очертания в 1997 году, когда шотландцы провели референдум о воссоздании своего парламента, который стал работать с 1999 года. Стоит заметить, что высказывавшиеся опасения о его недееспособности не оправдались. В ведении местного парламента сейчас находится большинство социально-экономических вопросов жизни шотландцев, которые им успешно решаются.

Почему же "молчаливые" прежде шотландцы неожиданно захотели стать свободными? Казалось бы, за 300 лет английского владычества их национализм должен был безвозвратно кануть в лету. Вроде бы, никто их не угнетает и уровень жизни в Шотландии выше, чем во многих других странах Европы. И дело здесь не только в личности самого Блэра и неприятии значительной частью населения политики лейбористов, сколько в росте национального самосознания Уэльса и Шотландии. Ключевым моментом, позволяющим националистам заикнуться о независимости - наличие богатых нефтяных месторождений в Северном море. Многие шотландцы недовольны тем, что им приходится делиться своими нефтедолларами с англичанами, от которых они в последнее время мало что видели хорошего.

Однако насколько все-таки оправдана идея отделения Эдинбурга с экономической стороны? По мнению директора бюро политических исследований Института Адама Смита Тома Клоэрти, "Экономически Шотландия вполне созрела для независимости. Александр Сэлмонд делает шотландскому бизнесу очень заманчивое предложение - пойти по пути Ирландии и максимально снизить подоходный налог. Парламент Шотландии обладает подобным правом. Это даст националистам такую поддержку деловых кругов, что перспектива образования независимой Шотландии к 2010 году начинает приобретать вполне реальные черты". И согласно прогнозу Института Адама Смита, в результате темпы роста валового внутреннего продукта Шотландии через десятилетие после завоевания независимости вырастут с нынешних 2,1 до 7%, что сопоставимо с сегодняшними ирландскими результатами. Заметим, что шотландцы славятся на весь мир и своим национальным алкогольным напитком - шотландским виски, налоги с продаж которого дадут в национальный бюджет значительные поступления.

Однако в ближайшие три года идея создания независимого шотландского государства неосуществима. Националисты рассчитывают испытать на прочность Британский союз в 2010 году. Именно в это время они хотят провести референдум о выходе региона из состава Великобритании. Однако это обещание пока под вопросом, поскольку националисты не смогли завоевать абсолютного большинства в парламенте.

По мнению директора Центра британских исследований Института Европы РАН Алексея Громыко, националисты все же имеют шансы на победу. Он считает, что "им придется заручиться поддержкой других фракций, чтобы провести законопроект о референдуме через парламент".

Каков расклад сил в шотландском парламенте сегодня? Вероятные партнеры националистов, либерал-демократы, с их 16 голосами, уже высказались против независимости Шотландии. Националисты имеют 47 мест, что лишь на одну позицию больше, чем у их главных противников - лейбористов, а для абсолютного контроля требуется 65 мандатов. В то же время, сегодня у националистов на 20 мест больше, чем было на выборах 2003 года. Ярыми противниками сторонников шотландской независимости остаются консерваторы, получившие 17 депутатских портфелей. Пока что идею о независимости поддерживают лишь два парламентария от партии "зеленых". Этого для контроля над парламентом из 129 мест недостаточно.

Вместе с тем, расстановка сил еще не окончательная, поскольку позиции депутатов могут измениться. Для этого националисты задействуют традиционные политические методы. С этим, прежде всего, и связано откладывание голосования.

Между тем, эта идея имеет реальные шансы на успех в случае вынесения ее на референдум: если националистам удастся организовать голосование, то по последним опросам, их инициативу поддержат 60% шотландских избирателей, тогда как ярых противников независимости насчитывается вдвое меньше. Заметим, что согласно опросу, проведенному британской компанией ICM по заказу "Sunday Telegraph", еще в конце прошлого года эту идею поддерживали 52% шотландцев. Характерно, что против нее не возражают и 59% англичан.

Заметим, что пока четкого механизма выхода Шотландии из состава Великобритании нет, поскольку пока нет и специального закона, прописывающего процедуру разделения страны или запрещающего ее. С другой стороны, это упрощает выход из соединенного Королевства - ведь что не запрещено, то разрешено.

Что же предпримет в сложившейся ситуации Лондон? По свидетельству наблюдателей из Великобритании, английская политическая элита шокирована такой перспективой и пока не имеет альтернативы возможному развалу страны. Тони Блэр с полным поражением не согласен, заявляя, что его партия восстановит свои позиции к всеобщим парламентским выборам в 2010 году. В этих условиях существует возможность отмены этих выборов. Норт Алан Уилсон, кандидат от лейбористов в избирательном округе Каннингэм, проигравший своему сопернику от националистов Кеннету Гибсону всего 48 голосов, подает в суд на основании того, что около 100 тысяч бюллетеней в Шотландии были признаны недействительными. И если он докажет свою правоту, то тогда в местном парламенте будут преобладать лейбористы и условия для националистов значительно ухудшатся.

Однако угроза распада единого Британского королевства все же остается реальной. Вообразим себе, что Шотландия добилась независимости. Такой расклад выгоден нашей стране в стратегическом плане. Отделение северной части страны сильно ослабит Великобританию и лишит ее значительной части ресурсов. Заметим, что традиционно Лондон остается враждебным Москве, начиная от дела Березовского и кончая чеченским сепаратизмом. В этом случае сохранение единого и сильного Британского королевства России неинтересно, тем более что шотландцы больше настроены к диалогу с Российской Федерацией, чем англичане. Кроме того, углубление конфликта между Лондоном и Эдинбургом Москве выгодно и потому, что занятая собственными внутренними делами Великобритания прекратит вмешиваться в дела России.

nbsp;RIN 2000-