Российская Информационная Сеть
9 мая, 18:24

Точная цена Победы известна только Богу

Точная цена Победы известна только Богу Сегодня большинство историков полагают, что в Великой Отечественной войне Советский Союз потерял примерно 26-27 миллионов жизней.

Празднование 60-летия Великой Победы показало, насколько значимой является интерпретация истории для настоящего и будущего любой страны, которой коснулось это самое грандиозное событие XX века.

При этом цена Победы для разных народов и государств различается на порядки. Бесспорно, если судить по общему масштабу потерь, то жертвы, понесенные народами Советского Союза, несопоставимы с кровавой данью других государств. Однако точная цифра потерь, скорее всего, никогда не будет названа. И это тоже один из уроков войны.

Впервые цифры советских потерь были озвучены Сталиным почти сразу после войны - в начале 1949 года. Однако сталинские "семь миллионов" никогда не вызывали доверия у историков. Сталинская оценка просуществовала недолго. Уже в 50-ые годы Хрущев сказал про 20 млн погибших. Эта оценка являлась гораздо более адекватной, но и она не могла претендовать на истину. Работа историков в архивах тогда только начиналась и была еще далека от своего завершения.

Но и сегодня, по прошествии шестидесяти лет, нет единой методики, которой можно было бы доверять. Прежде всего, в этом виноват масштаб событий. Если разбираться с потерями конкретно по категориям, то выясняется, что, например, точная статистика пропавших без вести, погибших в плену, уничтоженных на оккупированных территориях попросту отсутствует. К тому же и с самой базой - численностью населения Советского Союза перед началом войны, не все гладко. Как известно, данные переписи населения 1937 года были признаны вредительскими, и в январе 1939 года была проведена новая перепись, итоговые цифры которой - 170,2 млн, скорее, являлись политическим заказом, чем точной статистикой. Сегодня историки полагают, что население СССР в 1939 составляло примерно 167-170 млн человек. Плюс, добавились 22-24 млн человек после вхождения Прибалтики, Западной Белоруссии, Западной Украины и Бессарабии. Все это сопровождалось обменами населением с соседними странами. Поэтому цифру предвоенного советского населения можно получить только приблизительно - 194-198 млн человек.

Недостоверность статистики повлекла за собой настоящую вольницу в оценках военных потерь во время перестроечных дискуссий. Например, историк Борис Соколов писал о 43 млн погибщих. Он же методом экстраполяции вычислил потери в войсках, включая 4 млн военнопленных, в размере 26,5 млн человек. Но, как известно, экстраполяция - статистически довольно недостоверный метод.

Сегодня большинство специалистов согласны с цифрой в 26-27 млн погибших. Наибольшее доверие в структуре общей оценки вызывают данные Минобороны - 8,6 млн солдат и офицеров. Именно столько потеряла Красная Армия во время боев. Данные об этих потерях содержатся в тысячах отчетов, которые стекались в Ставку с фронтов. Именно эти цифры лучше всего задокументированы. Они хранятся в Центральном архиве Министерства обороны в Подольске, и историки, в том числе и военные, с ними постоянно работают.

Наши боевые потери вполне сопоставимы с немецкими безвозвратными потерями на всех фронтах - 5,3 млн солдат и офицеров вермахта. Несопоставимы же утраты мирного населения 18 млн против 2,5 млн человек.

В любом случае, понятно, что цифра 27 млн - не окончательная. Потери были выше. Но насколько - это станет ясно еще нескоро. Слишком много работы еще предстоит историкам, чтобы свести воедино всю статистику, которая имеется не только в России, но и в других странах. Точная же цифра не будет известна никогда.

nbsp;RIN 2000-