Российская Информационная Сеть
11 мая, 17:52

Визит Путина в Центральную Азию оставил остальные страны без альтернатив

Визит Путина в Центральную Азию оставил остальные страны без альтернатив Президент России Владимир Путин отправился в продолжительное турне по Центральной Азии.

По официальной информации, основная цель недельной поездки российского лидера - торгово-экономическое сотрудничество Москвы с государствами региона, в том числе и в энергетической сфере.

Однако, по мнению экспертов, этот факт никак не объясняет беспрецедентную длительность командировки Путина в центральноазиатские страны. Как считают наблюдатели, главная задача российского президента - предотвратить строительство транскаспийских трубопроводов в обход России. Эту идею планируется обсудить 11-13 мая в Кракове на энергетическом саммите Польши, Украины, Литвы, Азербайджана, Грузии, куда был приглашен и Казахстан.

Впрочем, уже сейчас очевидно, что проведение встречи так называемой антироссийской "пятерки" фактически сорвано - в последний момент от мероприятия отказался самый желанный участник Нурсултан Назарбаев, который визиту в Польшу предпочел переговоры с Москвой. Таким образом польский энергосаммит будет проходить на фоне демонстративной встречи главы России с лидером Казахстана, на энергоресурсы которого так рассчитывают в Европе.

Казахстан: вся нефть пойдет через Россию

В Астане Путин провел длительные переговоры со своим казахстанским коллегой. В первую очередь президенты подписали соглашение о создании в Ангарске международного центра по обогащению урана. Известно, что Россия давно планировала стать крупным центром по обогащению урана, чтобы затем продавать сырье для атомной энергетики всем заинтересованным странам. Теперь же у Москвы появился партнер в лице Казахстана. Также Путин и Назарбаев договорились о расширении Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), которое должно идти параллельно строительству российско-греческо-болгарского нефтепровода Бургас - Александруполис. Это стало еще одной неприятной неожиданностью для Запада. По словам Назарбаева, Казахстан считает возможным расширить мощности КТК практически вдвое - с 23 до 40 млн тонн. Еще 17 млн тонн казахстанской нефти Астана готова направить в российско-греческо-болгарский проект Бургас - Александруполис. "Казахстан абсолютно привержен тому, чтобы большая часть нашей нефти, если не вся, проходила именно по территории России, - заметил Назарбаев. - За прошлый год мы транспортировали 52,3 млн тонн казахстанской нефти, из них 42 млн тонн пошли через Россию".

Кроме этого российский и казахстанский президенты договорились совместно посетить Ашхабад, а 12 мая оба президента вернутся в Актау, где пройдет трехсторонняя встреча лидеров России, Казахстана и Туркмении. Стороны обсудят широкий спектр перспектив сотрудничества в энергетике. Также совершенно очевидно, что в ходе этих переговоров Путин попытается убедить своих коллег в необходимости установить контроль производителей над потоками углеводородов в Евросоюз, чтобы его не установили европейские потребители нефти и газа.

Назарбаев опять подвел Качиньского

В это время президенты Украины, Азербайджана, Литвы и Грузии прибыли в Краков по приглашению польского коллеги Леха Качиньского. Главная тема краковского саммита - энергетическая безопасность, которая в польском понимании означает одно: максимально уменьшить зависимость от главного поставщика газа и нефти - России.

Впервые идея проведения антироссийского энергосаммита была озвучена самим Качиньским в марте нынешнего года во время встречи с Виктором Ющенко в Плоцке. Все выглядело в высшей степени символично. Именно до Плоцка, соединенного трубопроводом с гданьским портом, должен быть продлен построенный и действующий украинский участок нефтепровода Одесса - Броды, который Ющенко назвал "элементом интеграции Украины с Европейским союзом". Польский же участок вот уже семь лет является объектом пристального внимания Варшавы и Киева, но до сих пор остается лишь в проекте, хотя четыре года назад получил одобрение Еврокомиссии.

Обе стороны - польская и украинская - обвиняют друг друга в долгострое, называя в том числе финансовые и политические причины. Однако камень преткновения - это отсутствие гарантии в стабильном сырье, которое бы транспортировалось новым польско-украинским нефтепроводом. А таким сырьем может быть только каспийская нефть, которую надо покупать в Казахстане и Азербайджане, транспортировать через Грузию на Черноморское побережье, потом доставлять танкерами в Одессу и уже тогда по виртуальному пока нефтепроводу перекачивать до балтийского порта Гданьск.

Созвать глав стран, заинтересованных в данном проекте, Леху Качиньскому стоило большого труда. Если Ющенко долго уговаривать не пришлось - украинский президент первым поддержал начинание польского коллеги, то для того, чтобы заручиться согласием Назарбаева, Алиева и Саакашвили, польскому президенту самому пришлось летать в Астану, Баку и Тбилиси.

Визит Качиньского в Казахстан был раскритикован на родине в пух и прах. Даже либерально настроенная к нынешней власти польская печать пришла к выводу, что из Астаны президент вернулся с пустыми руками. Больше всего энергетические ожидания остудила "восточная вежливость" Назарбаева. Глава Казахстана приглашение принял. Более того, одобрил польско-украинский проект: "Незамерзающий порт в Гданьске был бы для нас благом", - заявил Назарбаев. Однако добавил: "Стоит включить в эти планы и Россию". И уж совсем сыграл на польских нервах, когда намекнул, что может стать посредником для приглашения к участию в польском энергосаммите российских представителей.

А за два дня до саммита оправдались самые неприятные предположения Качиньского: в дни проведения краковских встреч Назарбаев будет в Ашхабаде, где, как ожидается, со своими туркменскими и российскими коллегами намерен подписать историческое соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода. В Польше этот факт расценили не иначе как козни Кремля.

Кстати, Назарбаев уже не в первый раз подобным образом подводит Качиньского. Так, в июле 2006 года, когда только начала раскручиваться тема "энергетическая безопасность и шантаж России", польский лидер намеревался провести в Варшаве неформальную встречу президентов Польши, Украины, Азербайджана и Казахстана, которую сразу же окрестили "польским антисаммитом", так как организовывалась она на фоне подготовки встречи "Большой восьмерки" в Санкт-Петербурге. Однако и тогда польская инициатива провалилась - казахстанский президент был приглашен на G-8 и отдал предпочтение предложению Путина.

Польша: очередной провал состоялся

Впрочем, на этот раз президент Качиньский заранее дал знать, что энергосаммит состоится при любой политической погоде. "Если Казахстан не захочет нам продавать нефть, то есть еще Азербайджан, также серьезный партнер, хотя и в меньшей степени", - заметил польский президент, вернувшись из Баку. Президент Азербайджана Ильхам Алиев на словах безоговорочно поддержал польско-украинский проект, реализация которого позволит увеличить экспорт нефти. Однако и тут еще не просчитан вопрос: сможет ли азербайджанская нефть гарантировать рентабельность трубопровода Одесса - Броды - Гданьск, ведь речь идет не только о транспортировке нефти в 10-15 млн тонн ежегодно, но и о расходах, связанных с перевозом углеводородов танкерами из грузинского порта Супса в Одессу.

В Тбилиси Качиньский заверил собеседников, что Варшава давно и страстно поддерживает старания Грузии вступить в ЕС и НАТО. Ответным жестом Михаил Саакашвили поддержал саммит в Польше. Оба президента сошлись на том, что хотя Польша и Грузия имеют важное транзитное положение - страны по-прежнему почти целиком зависят от энергоносителей из России. Самое время поговорить о том, как уйти от энергетической монополии Москвы.

В правящей партии "Право и справедливость" краковский энергосаммит называют "семимильным шагом на пространстве энергетической безопасности и суверенности Польши". Два года назад Польша ошарашила Евросоюз предложением создать в его рамках "энергетическое НАТО", которое бы стало своеобразным предохранителем от неожиданного закрытия газового крана по политическим мотивам и коллективно реагировало бы на нештатные ситуации. Брюссель отверг эту инициативу, основанную на подозрительности.

В сентябре прошлого года премьер-министр Польши Ярослав Качиньский, будучи в Вашингтоне, предпринял невероятные усилия, чтобы крупные американские концерны, заинтересованные в транспортировке центральноазиатских углеводородов, работали на диверсификацию в Польше. Варшава даже выложила козырную карту: "американская труба" за согласие разместить на территории Польши элементы ПРО. Называлась даже цифра "энергетической независимости" от России - 5 млрд долларов. Но польско-американское сотрудничество в газово-нефтяной сфере развития так и не получило.

Теперь Варшава взывает к безопасности с другими партнерами. Но партийный пафос не сходится с экономическими и инфраструктурными выкладками, согласно которым, как ни крути, поставки газа и нефти из России остаются самыми рентабельными, простыми и надежными.

nbsp;RIN 2000-