Российская Информационная Сеть
14 мая, 11:25

Детей в разных городах убивает один и тот же маньяк

Детей в разных городах убивает один и тот же маньяк На расследование громких убийств детей в разных уголках страны брошены лучшие силы. Но рапортовать об успехах пока рано. В Горно-Алтайске, где убили восьмилетнюю Арчынай Яймину, в минувшие выходные пронеслась новость: убийца задержан.

Казалось: все, нашли! Однако официального заявления так и не последовало, а в частных беседах сотрудники правоохранительных органов очень скоро стали употреблять куда более сдержанную формулу "проверяется на причастность"... Уже в воскресенье в прокуратуре твердо отвечали: "Не он". Так что убийца Арчынай на свободе. Возможно, он ищет новую жертву. И возможно, другие громкие убийства детей последнего времени - на его совести.

Она вышла только на пять минут

30 апреля Людмила Яймина должна была ехать на курорт в Сочи. Путевка была социальной, по линии Минздрава - у самой Людмилы, медсестры, денег на это не нашлось бы никогда. Муж умер шесть лет назад, с тех пор Людмила в одиночку поднимала троих детей. Старший, 23-летний Аят, учится сейчас в Санкт-Петербурге в Полярной академии. Дочь Айсулу, ей сейчас 21 год, заканчивает в Горно-Алтайске колледж экономики и права. Пригляда требовала лишь Арчынай, которой восемь лет исполнилось 8 апреля.

- Одна она дальше школы никогда не ходила, - говорит Людмила Яймина. - К подружкам - только отпросившись. И к половине девятого вечера она обязательно была дома. Так мы ее учили. Боялись за ребенка - мы же телевизор смотрим...

У алтайцев нет понятия "седьмая вода на киселе", у них все - близкая родня. В этой огромной семье Арчынай оказалась самой младшей. Имя ей дала бабушка по отцу: Арчынай - так алтайцы называют можжевельник, свое священное растение. Ее любили и по мере сил баловали все. Она жила нормальной детской жизнью. У нее была своя комната, она играла в куклы, смотрела мультики и развивающие программы ВВС на специально купленном для этого DVD-плеере. В общем, хотя в некоторых СМИ говорят, что дети пропадают из семей, где за ними нет присмотра, считать семью Яйминых неблагополучной не получается никак.

Вечером 29 апреля к Яйминым приехала родственница, которая две недели должна была присматривать за Арчынай. Пока Людмила рассказывала, где что лежит и как надо собирать Арчынай в школу, девчонка попросилась на улицу. Шла она явно на пять минут - даже свой сотовый оставила дома.

Пятиэтажка, в которой живут Яймины, стоит в ухоженном районе Горно-Алтайска. В 50 метрах - здание республиканского управления ФСБ. Если сделать от подъезда 207 шагов, то окажешься прямо перед крыльцом здания РЭО ГИБДД - сюда с раннего утра съезжаются автовладельцы. А если сделать еще восемь шагов и глянуть вниз, то увидишь берег речки Маймушка и трубу водоотвода, возле которой в 11 утра 5 мая и нашли Арчынай...

Темнота, сырость и бетон

Алтайцы - небольшой народ, их всего около 60 тысяч. Оттого они особенно крепко держатся друг за друга. Уже утром 30 апреля, на следующий день после исчезновения Арчынай, в Горно-Алтайск съехалась родня со всей республики.
- Искали круглые сутки, - говорит Аккар Тобоев, дядя Арчынай. - Два часа поспишь, а с пяти утра - опять по горам.

- В милиции нам сказали - приготовить ее вещи для кинологов, - говорит Людмила Яймина. - А потом три дня за этими вещами никто не приходил. Подвал осмотрели только 3 мая. Все время присылали каких-то стажеров - для тренировки что ли? Но не на таком же деле тренироваться...

Все эти пять дней каждую минуту Людмила Яймина надеялась на чудо. Молить об этом Иисуса Христа не могла - некрещеная сама, она и Арчынай не крестила. Пошли к шаманам - дедовскую веру в них никаким властям победить не удалось. Те гадали на кофейной гуще, на бараньей лопатке, уходили в астрал. За неделю поисков Яймины побывали у 30 колдунов. Как потом оказалось, многие говорили правду.

- Шаманы говорили: ее держат в темноте, описывали сырость, бетон, - сказал Аккар Тобоев. - Только убийцу не могли разглядеть - видели только силуэт. А вечером 3 мая одна ясновидящая назвала нам место, где искать. Говорю: "Мы сейчас в ночь пойдем". Она говорит: "Не ходите". Поехали искать утром в пять часов, а через полчаса начался ливень. До вечера искали - ничего. Снова ей позвонили, и она говорит: "Теперь ищите у реки"...

В СМИ написали, что Арчынай нашла милиция. Сотрудники разных служб на самом деле прочесывали горы и лазили по рекам, осматривали люки и заброшенные трубы. Но нашла Арчынай ее тетка Ида Яймина. После слов ясновидящей она пошла вдоль реки Маймушки и увидела на камнях тело, как раз возле трубы водоотвода, прямо под зданием РЭО ГИБДД.

- Я покричала милиционерам - тут человек лежит! - говорит Ида. - А они мне отвечают: да это поди бомж! Мы тогда сами спустились и увидели нашу Арчынай...

Аккар Тобоев рассказывает: "Голова у нее была разбита, на лице синяк. Джинсы были только на одной ноге. Потом уже я краем глаза в милиции разглядел заключение экспертизы - у нее грудь раздавлена, изнасиловал он ее, а потом задушил проволокой"...

Мать Арчынай не плачет. Она только перебирает фотографии и молчит так пронзительно, что плакать хочется мне. Арчынай похоронили 10 мая. Из морга ее привезли накануне. "Последнюю ночь она дома переночевала", - тоскливо говорит Людмила.

Родственники не дали матери даже снять платок с детской головы. Внешне Арчынай выглядела как живая - в похоронном бюро ее накрасили и припудрили. Такой вот был у девчонки первый макияж...

"Мы с ней не успели помириться..."

От дома Арчынай до школы - около 300 метров. Большие, чистые классы. Каждую пятницу в школе проводят линейки - объясняют детям, что такое хорошо и что такое плохо. Артистичная Арчынай участвовала во многих, в том числе и в последней перед каникулами, 27 апреля. "Эта линейка была о добре, - говорит Надежда Березикова, классный руководитель 2 класса А, где училась погибшая девочка. - Разыграли сценку: Незнайка все делал небескорыстно, а Арчынай в образе Доктора Пилюлькина объясняла, что добро надо делать от чистого сердца".

28 апреля школа ушла на праздники. На первой после них линейке учили уже другому: раздали памятки с советами "с чужими не разговаривать", "к незнакомым не подходить", если что - кричать. Второклашки до сих пор до конца не поняли, что произошло с их подружкой, веселой Арчынай. "Ее похоронили", - говорит мне один мальчик, но не говорит "она умерла".

- Дети в гробу ее не узнали, - говорит Надежда Березикова. - Сказали: "Это не она". Им кажется, что она в больнице.

- Мы с ней были лучшие подруги и не успели помириться, - говорит Юля Синдеева. - Я ей скакалку не дала, и она не стала со мной играть. Я думала - придем в школу и помиримся... Я ее во сне видела: мы с ней играли, я спросила: "Ты знаешь, что тебя похоронили?", она говорит: "Да".

Арчынай многие из одноклассников видят во сне - они зовут ее в школу, играют с ней в свои детские игры. А кто-то видел, как Арчынай прыгает по облакам...

Нелюдь. Но не тот

Виктор Соловьев - так зовут человека, задержанного 10 мая за изнасилование трехлетней девочки. Первоначально предполагалось, что и убийство Арчынай - его рук дело. Чтобы поговорить с его родными, я иду по району Каяс. Бескрайние кварталы частных домов разной степени зажиточности перерезаны неким подобием дорог, переходящих в горные тропы. Поиск нетрудный - Соловьева брали с помпой, и теперь "дом педофила" известен на всю округу. "Это маньяк, что ли? - спрашивают меня мужики. - Так он вон там живет, на Майской"...

Огромный, но слепленный из разных частей и явно в разное время дом. Он с трудом удерживается на крутом склоне. Собака отчаянно лает на меня, но Владимир Соловьев, отец "маньяка", не подходит к воротам. Он просто смотрит на меня сквозь оконное стекло и потом уходит в глубь дома.

Версий случившегося две: по одной - Соловьев был в гостях у знакомых и, набравшись, изнасиловал их крошечную дочь. По другой - он работал на стоянке, где продавали автомобили. Один из покупателей пришел с дочкой, Соловьев заманил девочку в машину, увез и только через час вернул недотепе-отцу. "Весь город недавно искал Арчынай, в газетах пишут про Полину Малькову, убитую в Красноярске, и после этого отец отпускает свою дочь с каким-то дядей? - недоверчиво спрашиваю я Виктора Иваницкого, начальника следственного управления РА. - Такие отцы бывают?" Тот мнется и в конце концов говорит: "Считайте, что бывают".

Нет сомнений, Соловьев получит свое. Но Арчынай он все-таки не убивал - так после проверки считают в местной прокуратуре. Однако и того, что совершил, хватит ему на долгие тюремные годы. Но убийца Арчынай - где он и кто он?

Маньяк предупредил о своем приезде загодя

Если внимательно проанализировать обстоятельства убийств Полины Мальковой в Красноярске и Арчынай Яйминой в Горно-Алтайске, можно заметить кое-что общее. Обе девочки были демонстративно похищены из людного места. Их тела подбросили туда, где их непременно должны были найти за считанные часы. Родственники и обыватели в большинстве своем уверены, что девчонок изнасиловали. Однако о Полине Мальковой эксперты говорят "изнасилования не было", а об Арчынай пока молчат. Но отсутствие хотя бы этого мотива делает две эти смерти частью одной изуверской игры.

Обе девочки были убиты сразу после похищения. Но их тела хранились несколько дней в холодном помещении - тление не тронуло их. Преступник вынужден был нести их какое-то время на руках. В обоих случаях он не мог исключить того, что делает это на глазах свидетелей. Причем, если в Красноярске его могли видеть лишь мучимые бессонницей жители верхних этажей окраинных многоэтажек, то в Горно-Алтайске преступник усложнил себе задачу: в любом случае ему пришлось пройти к реке по площадке, где и ночью полно народу, - здесь расположен популярный у молодежи ночной клуб "Светофор", и в ночь с 4 на 5 мая, с пятницы на субботу, было полно людей. Определенно: убийца не боится трудностей. И даже больше: он ищет их. Возле тела Арчынай был найден ключ, которого у девочки быть не могло. Что это, знак?

5 апреля горноалтайская газета "Листок" сообщила: в городе ходят слухи о сексуальном маньяке, который якобы уже изнасиловал двух женщин в районе автовокзала. Дом, где жила Арчынай, стоит неподалеку от автовокзала. Может, убийца намеренно распускает слухи о самом себе, и это часть его "шоу"? Он словно предупредил: "Кто не спрятался - я не виноват". Методика безопасная: по одному убийству в каждом втором-третьем регионе - вот и нет серийности в каждом из них по отдельности. Ему интересно. А нам - страшно.

Скорее всего, убийца был в Горно-Алтайске все те страшные дни. Смотрел, наслаждался и ждал. Наверняка утро 5 мая он провел здесь, может, даже нетерпеливо слоняясь по площадке перед РЭО: "Ну когда же ее найдут?!" А когда площадь наполнилась криком и плачем, он улыбнулся и ушел.

Правоохранительные органы не признают существования разъезжающего по стране маньяка. Еще бы: неуловимый изувер - пятно на мундире. А если серийного убийцы нет, то силовикам можно жить спокойно.

- Никакого маньяка на территории города и республики нет, - говорится в заявлении МВД Республики Алтай, - серийных убийств тоже, все тяжкие раскрыты, серийности в них не обнаружено.

Да, здравый смысл подсказывает, что Красноярск и Горноалтайск разделяют сотни километров и, маловероятно, что эти убийства между собой не связаны. Но эпидемия детских смертей нынешней весной заставляет разувериться в здравом смысле и формальной логике. Кто даст гарантии, что, спокойно уехав из города, убийца теперь не ищет новую жертву? И, может быть, ищет где-то рядом.

Цепь случайностей или охота?

Владимир Перекрест

Эпидемия детоубийств охватила Россию. Никогда прежде с такой частотой не появлялись сведения о замученных детях - только за апрель пятеро убитых ребятишек. В правоохранительных органах предпочитают не говорить о связи между этими убийствами. Но можно ли исключать, что эти страшные преступления - звенья одной цепи?

До сих пор основная версия: убийства совершают маньяки-одиночки. Но чем дальше, тем больше на ум приходит мысль, что многие из этих преступлений - дело рук одного человека. Об этом прежде всего говорит цель преступления - все жертвы без исключения были либо изнасилованы, либо подвергались иным сексуальным домогательствам. Да и жертвы выбираются по сходным признакам: большинству замученных детей от 9 до 11 лет. Задушенная в подмосковном Томилине Анастасия Бутенкова, убитый ножом в шею Глеб Жуков из Ликино-Дулева и чудом выживший после такого же ранения его одноклассник Олег (изувер напал на них 14 апреля) - все они 1996 года рождения. Такой же возраст у пропавших в Великих Луках со школьного двора и до сих пор не найденных Павлика Матросова и Валентины Корик - следователи потеряли надежду найти их живыми. Задушенная в Самаре Шукруне Шукурова - 1998 года рождения, а нашедшая такую же ужасную смерть Арчынай Яймина из Горно-Алтайска - на год моложе. Два последних примера - не выпадение из общего возрастного ряда. Просто девочки восточного типа выглядят взрослее, а убийца, понятно, не заглядывал им в свидетельство о рождении.

Похож и почерк чудовищных преступлений. Четверо жертв задушены. Помимо Арчынай Яйминой, Шукруне Шукуровой и Анастасии Бутенковой, это еще и Полина Малькова, убитая 19 марта в Красноярске. Еще один способ, используемый зверем в человеческом обличье, - перерезать жертве горло. Кроме Глеба и Олега из Ликино-Дулева таким же способом была убита 2 мая четырехлетняя Настя Мокрякова.

Широкая география может объясняться характером работы предполагаемого маньяка. Развоз товаров, рекламных материалов из московского или иного головного офиса для продвижения товара в регионах, да мало ли сейчас разъездных работ. О том, что это может быть человек, имеющий отношение к рекламному бизнесу, косвенно говорит и случай с похищением Павлика Матросова и Валентины Корик в Великих Луках. Человек, с которым ушли дети, представился им режиссером. Любой рекламист знаком со съемочным процессом, а для того, чтобы уболтать 10-летнего ребенка, более глубоких познаний не требуется.

Если пойти дальше, то можно ли исключать то, что убийства детей совершаются не просто так? Ведь напавшие на школу в Беслане тоже вовсе не были сексуальными маньяками. У тех, кто отрабатывает "альтернативные" версии, появился даже термин: "отложенный Беслан". Имеется в виду, что убийства детей, которые посеют панику и недовольство действиями властей, совершатся не в одном месте, а будут растянутыми во времени - это и произведет более сильный негативный эффект от злодейства.

Есть и такая версия: стоять за этим чудовищным замыслом может радикальное исламистское подполье. О его активизации говорит и ряд терактов, предотвращенных на днях в Москве и Дагестане. Или кто-то еще, кому может быть выгодно показать, что жить в России ребенку смертельно опасно. Как бы то ни было, но каждое новое убийство готовит почву для подобных мыслей.

nbsp;RIN 2000-