25 мая, 15:49

Случайно найдено средство от облысения

Случайно найдено средство от облысения Команда ученых под руководством Джорджа Котсарелиса из школы медицины университета Пенсильвании отнюдь не раскрыла тайну всех времен и народов. Да и не было такой цели - понять, почему же люди лысеют.

Зато понятным стало куда более важное: существуют биологические механизмы, благодаря которым можно отрастить новую шевелюру даже на самых застарелых лысинах.

Исследователи изучали процессы заживления у крыс, нанося им на кожу повреждения. И вдруг с удивлением обнаружили: по мере зарастания раны на ее месте опять появлялись волосы. Чудо... Оказалось, что "побеги" вылезали из вновь образованных луковиц - тех, которых тут раньше не было. О этом ученые рассказали в майском номере авторитетного журнала Nature, вселив надежду в миллионы лысых.

- Если кожа головы каким-либо образом ранена, - объясняет Котсарелис, - то клетки эпидермиса (кожного покрова. - Ред.) перенимают свойства стволовых клеток. В них появляются волосяные луковицы и вырастают новые волосы.

А происходит столь удивительное явление благодаря тому, что в процессе залечивания ткани некоторые клетки, не связанные с волосяным покровом, включают особый ген. Ему дали название Wnt.

- До сих пор считалось, - комментирует открытие коллеги доктор Денис Хидон, биолог из Манчестерского университета, - что число волосяных луковиц устанавливается еще до нашего рождения. И с возрастом мы только теряем волосы. Теперь же выяснилось: луковицы можно сформировать и в коже взрослого человека, по крайней мере в период залечивания ран. Все может быть проще, чем мы думали: если волосы утрачены, берем и выращиваем новые луковицы.

Итак, "волшебный" генетический механизм восстановления шевелюры найден. Осталось разработать способ активизировать его без повреждения кожи. Не тереть же лысину наждачной бумагой, в самом деле?

Котсарелис верит в успех. Он уже организовал компанию для реализации намеченного и обещает через два-три года создать нечто вроде крема от облысения. Одна проблема: новые волосы появляются бесцветными - седыми. Но разве лысых отпугнешь таким пустяком?

ВНИМАНИЕ!

Осторожно с экспериментами

Среди лысых полно людей, испытывающих комплекс неполноценности. Они готовы на любые страдания, лишь бы вернуть потерянные волосы. И наверняка найдутся полоумные, которые начнут натурально повреждать кожу головы, воодушевившись американским открытием. В связи с чем предостерегаем: не делайте этого!

Подчеркиваем, что ученые проводили эксперименты на крысах в лабораторных условиях. А для усиления эффекта обрабатывали раны еще и неким белком, который активизировал экспрессию гена, отвечающего за рост волос.

И все же, пока не создано "волшебное" средство, что делать, если не лысым, то хотя бы лысеющим? Как спасать редеющую шевелюру? Может быть, у кого-то есть свои методы - проверенные на себе? Настойки? Упражнения? Массаж?