Российская Информационная Сеть
25 мая, 20:06

Интернет - самое эффективное оружие против путинского "железного занавеса 21 века"

Интернет - самое эффективное оружие против путинского "железного занавеса 21 века" Поскольку на телевидение нас не пускают, наши активисты размещают видеозаписи митингов на YouTube.

Когда для влюбленного в шахматы СССР я был героем, я регулярно появлялся на государственном телевидении и на страницах прессы. Чего бы я только ни отдал за такой же доступ сегодня! С тех пор, как два года назад я оставил шахматные баталии ради иных сражений - борьбы за демократию против все более авторитарного режима президента Владимира Путина - путь на традиционные СМИ для меня заказан. Однако это позволило мне по достоинству оценить новое средство массовой коммуникации - интернет.

Да, у меня на родине Всемирная паутина быстро превращается в единственное прибежище инакомыслия. Поскольку печать, телевидение, радио почти полностью контролируются государством, - прямо или косвенно - интернет в плане информации и самоорганизации приобретает для нас жизненно важное значение. Однако всемирная сеть еще далеко не полностью охватила страну - а это значит, что многие простые россияне не могут услышать наших призывов отстоять демократию. Кроме того, в последнее время даже интернет стал объектом пристального внимания Кремля, стремящегося отслеживать и контролировать любые наши мысли и действия.

Каждому политику известно: какими бы убедительными ни были ваши идеи, вы не добьетесь успеха, если не сможете поделиться ими с людьми. В странах с рыночной экономикой и независимой прессой доступ к СМИ зависит от ценности ваших мыслей, количества денег в вашем распоряжении, и ваших пиаровских способностей. В тоталитарном государстве каждая идея либо напрямую формируется правящим режимом, либо тщательно проверяется на предмет `благонадежности`.

Нынешняя ситуация с российскими СМИ - наглядное подтверждение знаменитого афоризма Эббота Либлинга (A.J. Liebling): `Свобода печати гарантирована только тем, кто ею владеет`. Все сколько-нибудь значительные СМИ контролирует группа олигархов, лояльных Путину. Некоторые темы, люди, даже выражения - для эфира табу.

Кстати, одним из первых шагов Путина после вступления в должность в 2000 г. стало принятие закона, предоставляющего государству и органам безопасности широкие полномочия по наблюдению, а в перспективе и контролю за интернет-трафиком. С тех пор были случаи, когда негативные информационные сообщения быстро исчезали с российских новостных сайтов, а доступ к оппозиционным сайтам блокировался - либо хакерами, либо интернет-провайдерами. И все же 28 миллионов российских пользователей Всемирной паутины, по крайней мере пока, пользуются относительной свободой.

Доступ к интернету имеет менее 20% россиян, и большинство пользователей живет в зажиточных регионах - московском и петербургском, где многие наслаждаются благами сырьевого бума, и не слишком интересуются политикой, пока нефть и деньги текут рекой. Пользователей, заходящих в Интернет, чтобы узнать политические новости, не так уж много. Более того, немало посетителей рунета, и особенно тех, кого интересует его политический контент, проживает за пределами России и бывших советских республик. Так, из 2,2 миллионов читателей, еженедельно заходящих на блоги популярного `Живого Журнала` (LiveJournal), лишь 1,2 миллиона живут в России. Тем не менее, эти сайты приобрели такое влияние, что некоторые темы - например, убийство журналиста Германа Галдецкого в 004 г. - прорываются в мейнстримовские СМИ только потому, что отклики в ЖЖ достигают критической массы.

Оппозиционная коалиция `Другая Россия`, созданная при моем участии в 2006 г., использует интернет в информационных и организационных целях. На местах Кремль часто оказывает давление на типографии, где печатаются наши газеты и листовки, и запугивает наших активистов, которые их распространяют. Но люди, знающие, где надо искать, всегда могут получить в интернете информацию о наших мероприятиях. Кроме того, мы публикуем репортажи о наших `Маршах несогласных`, в том числе и видеокадры нападений сил безопасности на наши митинги.

Поскольку нам закрыт доступ на телевидение, эти любительские видеосъемки, благодаря усилиям десятков наших активистов, появляются на YouTube (GOOG). Возможно, по качеству наша `гражданская журналистика` и уступает профессиональным репортажам, но этот недостаток с лихвой компенсируется правдивостью и оперативностью освещения событий. Кроме того, мы оказываем давление на Путина, проводя через наш англоязычный интернет-сайт разъяснительную работу на Западе - ведь правящий режим сильно зависит от его финансового `соучастия`.

Тем не менее, оппозиционерам постоянно грозит опасность угодить в тюрьму за `экстремистские высказывания` - так, прямо по Оруэллу, Кремль оправдывает свою политику подавления критики. Против некоторых людей уже заводились уголовные дела за публикации в интернете. Кроме того, спецслужбы и их союзники прибегают к `онлайновым репрессиям`. Наши сайты постоянно находятся под угрозой скоординированных хакерских атак, что вынуждает нас задуматься о создании онлайновой сети за рубежом, где российские власти не смогут ее заблокировать.

Даже если нам удается донести свое `послание` до людей, мы не можем никого заставить обратить на него внимание, заинтересоваться, или перейти от слов к делу. Поэтому наша задача - придать своим идеям такую убедительность, чтобы проигнорировать их было попросту невозможно. И в этой борьбе интернет - наше самое эффективное оружие: он позволяет рассказать всему миру о том, что происходит за путинским `железным занавесом 21 века`.

Содержание данной статьи отражает исключительно позицию автора

nbsp;RIN 2000-