29 мая, 18:03
Дочь первого космонавта планеты Галина Гагарина требует поставить жирную точку в расследовании причин авиакатастрофы 27 марта 1968 года, унесшей жизни Юрия Гагарина и Владимира Серегина.
"Найдите летчика, погубившего моего отца", - просит дочь первого космонавта.
...Почти 40 лет назад на самолете УТИ МиГ-15 разбились Герои Советского Союза Юрий Гагарин и Владимир Серегин. О причинах трагедии народу не сообщили.
Ясности нет до сих пор. Версий - невероятных, фантастических - с каждым годом становится все больше.
Взрыв
- О причинах трагедии сейчас не пишет только ленивый! - возмущается космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов. - Расскажу факты. Сразу после катастрофы была создана Государственная комиссия из семи человек под руководством Дмитрия Устинова.
- Где были вы сами в день трагедии?
- В тот день, 27 марта 1968 года, я проводил парашютные сборы на аэродроме в Киржаче, недалеко от места трагедии. Погода резко стала ухудшаться: пошел дождь и повалили крупные хлопья снега. Прыжки я прекратил. Стоим возле контрольно-диспетчерского пункта (КДП). Подошел ко мне Коля Рукавишников, он был бортинженером второго экипажа, Валера Быковский подошел. И ждем решения, что делать. В это время мы услышали двойной взрыв! Вот такой.
Космонавт Леонов: "Гагарину не хватило совсем чуть чуть, чтоб вывести самолет из спирали..."
Леонов берет ручку, линейку и точными движениями вычерчивает на листе бумаги график.
- Видите, по горизонтали - это время, а по вертикали - интенсивность звука от нуля, - объясняет космонавт. - Понимаете, как он прозвучал? Сперва взрыв: "Бууух!", пауза в 1,5 2 секунды, и следом второй: "Бу-буууух!". По интенсивности первый взрыв - это практически характеристика перехода сверхзвукового самолета (Су-11, Су-15, например) через звуковой барьер. А через 1,5 2 секунды - это собственно взрыв.
Через некоторое время мне дают команду: "Домой!", на аэродром "Чкаловский". Расстояние напрямую где-то 80 километров. Я иду, сам за штурвалом вертолета. И по связи все время запрашивают 625 го: "625 й! 625 й!" Не отвечает. Я говорю: "Я 725 й, вы не меня спрашиваете?" - "Нет, попробуй запросить 625 го!". Запрашиваю 625 го. Никакого ответа нет. Это был позывной Гагарина.
Родинка
На аэродроме не сразу заподозрили неладное. Даже когда самолет Гагарина и Серегина уже две минуты находился в земле, его все еще отмечали на радиолокационной проводке. Забеспокоились позже, когда экипаж на базу так и не вернулся.
- На аэродроме "Чкаловский", - продолжает рассказ Леонов, - подходит инженер полка Слюсаренко и говорит: "Товарищ полковник, 45 минут прошло, как у самолета Гагарина должно закончиться топливо, а он на базу не вернулся". Я бросился на КДП к генералу Каманину: "Страшно подумать, Николай Петрович, но в этом направлении не я один, а вся наша группа слышала вот такой двойной звуковой эффект. По-моему, это сверхзвук и взрыв с разницей в 1,5 2 секунды". Позвонили в Киржач, попросили вертолетчика: "Посмотри самолет где-то в этом районе". Минут через 15 он отвечает: "В лесу выбросы земли и пар. Или дым". - "Сядь, пожалуйста". Где-то через час пилот доложил: "Да, видел следы самолета, оттуда идет пар, вода набирается в котлованчик". На место сразу бросились силы поиска и спасения.
- Это был точно самолет Гагарина и Серегина?
- Да. Нашли кусочки ткани куртки Серегина - он был в демисезонной куртке. Чуть позже обнаружили наколенный планшет Юры. Больше никаких следов Гагарина не было. ...Поэтому все равно оставалась слабая надежда - ну, может, катапультировался он. Всю ночь батальон ходил по лесу, кричал, искал хоть что-то. Ничего не было. И только на другой день с рассветом нашли следы и Юрия Гагарина...
- Какие?
- Эксперты-криминалисты дали на опознание все, что удалось собрать. ...Страшно было видеть, что от двух мужественных людей осталось только то, что уместилось в зеленом эмалированном ведре. Я увидел часть плеча и шеи... и родинку. Накануне мы в субботу были с Юрой в парикмахерской в гостинице "Юность" ЦК комсомола. Мне тогда было еще что подстригать. Юре делали "скобочку" - модная тогда была прическа. Я парикмахеру говорю: "Игорь, смотри, у Юры родинка там, ты ее не срежь!" - "Да знаю я!" Родинка миллиметров 5 в диаметре, бархатная, коричневая. ...И среди останков на лоскуте кожи я увидел эту родинку. Все. Ждать было больше нечего. Гагарина и Серегина не было в живых.
Су-15
- Но почему после падения самолета его все еще продолжали считать возвращающимся на аэродром?
- Вот в этом-то и вопрос! Если самолет Гагарина был в земле, то что за самолет фиксировали в районе его полета? Вернемся к тогдашнему состоянию аэродрома. Контроль за воздушной обстановкой в районе испытательных полетов (РИП) обеспечивают - локатор обзорный и локатор высоты. Один из них - локатор высоты - не работал! Это зафиксированный факт. Где-то на 4 тысячах метров, видно, диспетчер отвлекся, и произошла замена, он начал вести другой самолет, залетевший в тот же район.
- А это возможно?
- Конечно. Последними словами экипажа были: "Я, 625 й, задание в рейде закончил, иду на рубеж" - на снижение. Это была высота 4000 м. А спустя 55 секунд самолет был уже в земле.
- Этот, другой, самолет кто-нибудь видел?
- Согласно плановой таблице полетов на этот день в РИПе проводили летные испытания самолета Су-15. Работа должна проходить на высотах от 10000 метров и выше. Это записано в акте расследования. Местные жители видели этот самолет, и я с ними беседовал по опознанию.
- Что, они так хорошо разбираются в самолетах?
- Мы проводили следственный эксперимент. Выстроили 10 моделей самолетов. По отдельности опрашивали каждого жителя. Все три показали на Су-15, который летел, вначале у него из хвоста пошел дым, потом огонь, и затем он ушел в облака. Значит, летчик снизился, нарушая высоту (он должен был летать на высоте выше 10 тысяч метров, а на 4 тысячах ему нечего было делать), посмотрел, где он находится, включил форсаж и ушел на свой эшелон. При этом он прошел в облаках рядом с самолетом Гагарина, не видя его! Он мог пройти в пяти метрах от него, в десяти. Но при этом он шел практически на скорости сверхзвука.
- И что из того, что он прошел рядом с самолетом Гагарина?
- Самолет Гагарина и Серегина попал в возмущенный след Су-15, более мощного самолета, был перевернут и вошел в глубокую спираль.
- Но Гагарин мог выправить положение?
- Так он и пытался его выправить! Медицина говорит, что по наличию молочной кислоты и других показателей, экипаж боролся до конца. По срезанным верхушкам деревьев видно, что самолет не пикировал носом (тогда он только одно-два дерева срубил бы), а шел на просадке - то есть они его выводили, и им не хватило всего 1,5 2 секунды, чтобы вывести самолет из этого положения. Они были уверены, что у них оставался запас высоты. А его не было!
- Тогда почему они были уверены?
- Поскольку самолет УТИ МиГ 15 двухкабинный, у него один общий приемник воздушного давления. Поэтому самолет давал неправильные показания высоты с ошибкой процентов на 30. Они считали, что, выводя самолет из-под облаков, у них есть высота. А у них ее не было!
Расследование
Госкомиссия решила не заострять на этом внимания и ограничилась версией, которая устроила всех.
- Комиссия дала очень обтекаемое заключение: "Самолет совершил резкий маневр, связанный с отворотом от посторонней мишени - воздушный шар, стая гусей. При этом резком маневре самолет попал в непонятное положение, столкнулся с землей, экипаж погиб". И никто не виноват, ни-че-го!
Прошло 17 лет. И вдруг стали появляться публикации в прессе - то Юрий Гагарин жив, то Брежнев его упрятал в психушку. И тогда мы, друзья и кафедра аэродинамики академии им. Жуковского, решили поднять все заново. Запросили Генеральный штаб, нам разрешили взять документы следствия.
Когда мы получили к ним доступ, мои 2 листа я не узнал, они были переписаны. Самое главное, что вместо цифры 1,5 2 секунды между двумя взрывами появились 15 20 секунд. А это значит, что самолеты "оказались" на разных расстояниях и не имеют никакого отношения друг к другу.
- В последний раз в Доме журналистов была встреча, на которой присутствовал и Степан Микоян. Мне говорят: "Такого не может быть!" - "Хорошо. Я соглашусь с вами при одном условии. Как фамилия летчика, который был в это время в зоне? Вы же не отрицаете, что он там был?" - "Нет" - "Ну так назовите его фамилию". До сих пор никто мне его не назвал. По-прежнему действует директивное указание не озвучивать его имя. ...Но это только подтверждает, что моя версия верна.
Дочь
Больнее всех выслушивать надуманные причины катастрофы - в непрофессионализме летчиков, в отсутствии летных навыков у Гагарина, ошибке пилотирования Серегина - родным Гагарина и Серегина.
Дочь первого космонавта Земли Галина Гагарина тяжело переживает спекуляции на имени отца.
- Как я могу к этому относиться? Плохо. Масса людей, которая ни на чем другом не может зарабатывать, зарабатывает на этом. И хотя обвинить конкретного летчика в гибели отца сложно, но если бы в этой истории была бы поставлена точка и озвучена фамилия того летчика, вся эта пена наконец сошла бы на нет. Найдите этого летчика!
Летчик нарушил задание
Впрочем, по другим данным, Алексей Архипович все же нашел летчика Су-15. Его коллега по расследованию причин гибели Гагарина нынешний завкафедрой аэродинамики Военно-воздушной академии им. Жуковского Александр Желанников рассказал:
- Леонов рассказывал, что все же узнал фамилию летчика и позвонил ему: "Это ты, сволочь, виноват! Если б они летели и тебя там не увидели и ты не создал бы струю, в которую они попали, они были бы живы". А тот отнекивается. Понимаете, вина его только в том, что он нарушил полетное задание. Он должен был летать на сверхзвуке на высоте 10.000 метров. Ему нечего было делать на этих 3 4 тысячах.