Российская Информационная Сеть
2 июня, 20:03

ЕС неспособен выработать стратегию по отношению к путинской России

ЕС неспособен выработать стратегию по отношению к путинской России В 1998 г., когда лидеры ведущих демократических государств пригласили Россию вступить в свой `клуб`, преобладала убежденность в том, что, после 80 лет коммунистического режима, страна присоединяется к `семье` свободных народов.

Европа особенно жаждала, чтобы Россия стала такой же, как она: демократической, стабильной, разделяющей те же социальные и политические ценности.

Сегодня, за несколько дней до встречи Владимира Путина и других лидеров `восьмерки` на превращенном в неприступную крепость германском курорте Хайлигендамм, от этих надежд мало что осталось. Россия не стала той демократической страной, какой ее мечтали видеть европейцы.

Вместо этого Путин создает политические партии и молодежные движения, профсоюзы и СМИ, следующие `генеральной линии` его партии `Единая Россия`. Неожиданно разбогатев благодаря высоким нефтяным ценам, Россия при Путине превратилась в уверенное в себе, гордое, но и весьма обидчивое государство. Прошли те времена, когда в конце 1990-х Россия была на грани финансового коллапса, а смелый, но непоследовательный Борис Ельцин просил Запад о помощи.

Но за годы президентства Путина в России произошли и более фундаментальные изменения, которые европейцы еще не осознали. Путину не нравится Евросоюз.

`Если для ЕС и существует нечто, не подлежащее сомнению, то это такие ценности, как права человека и демократия. Нынешнее российское руководство этих ценностей совершенно не разделяет, - утверждает российский аналитик Оксана Антоненко, работающая в лондонском Международном институте стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies). - Смириться с этим ЕС не может. У него в отношении России образовался определенный комплекс. Он жаждет, чтобы Россия восприняла эти ценности. Путин же расценивает это как оскорбления и нотации. У ЕС нет никакой стратегии в отношении этой новой России`.

Надо сказать, что скептически к европейским ценностям относится не только администрация Путина. Опрос, проведенный недавно ведущей российской социологической организацией - Левада-центром - показал, что 71% граждан страны не считает себя европейцами. Почти половина считает, что ЕС представляет потенциальную угрозу для России, ее финансовой и экономической самостоятельности. Лишь треть респондентов воспринимает объединенную Европу как соседа и партнера, с которым следует развивать долгосрочное сотрудничество.

Таким образом, позиция в отношении Европы резко изменилась. В 1999 г., когда Путин был избран на первый срок [так в тексте. На самом деле - в 2000 г. - прим. перев.], ЕС его нисколько не тревожил. Объединенная Европа рассматривалась как экономический блок и крупнейший торговый партнер России. Даже когда бывшие восточноевропейские сателлиты СССР присоединились к ЕС в 2004 г., Москва не подняла по этому вопросу особого шума. ``Злодеем` считалась НАТО, а не ЕС`, - отмечает Жак Рупник (Jacques Rupnik), профессор политологии и зам. директора по науке в парижском Институте политических исследований.

Одним из событий, изменивших позицию Кремля, стала украинская `оранжевая революция` 2005 г. [так в тексте. На самом деле - 2004 г. - прим. перев.]. Тогда президенты двух `новобранцев` ЕС - Польши и Литвы - прибыли в Киев, чтобы выступить посредниками в конфликте между прозападным кандидатом Виктором Ющенко и его оппонентом Виктором Януковичем, которого поддерживала Москва. `Россия увидела `новый` ЕС, определявший политику в отношении Украины`, - отмечает Рупник.

Кроме того, Путин не мог не заметить, что в рамках ЕС Польша и прибалтийские государства действуют все более напористо, влияя на политику всего блока в отношении России. `Для этих стран наступил `час расплаты` с Россией, - подчеркивает Антоненко. - Однако масштабной стратегической программы у них нет, и они проводят узконационалистический курс. ЕС пока не удается найти баланс между различными интересами, поскольку у нескольких новых членов Союза есть собственные споры с Россией`.

Несомненно, и действия самого Путина играют на руку тем странам ЕС, - как `новобранцам`, так и `старожилам` - что выступают за ужесточение позиции Брюсселя по отношению к Кремлю. Грубая тактика в отношении российской демократической оппозиции, недавняя `осада` его сторонниками эстонского посольства в Москве, использование энергоресурсов в качестве политического `оружия` - все это дает Брюсселю достаточно оснований, чтобы защищать Польшу и прибалтийские государства в их конфликтах с Россией. Провал недавнего саммита `ЕС-Россия` в Самаре, где в очередной раз было отложено начало переговоров о новом экономическом и политическом соглашении между сторонами, наглядно демонстрирует, насколько глубокая пропасть разделяет сегодня Москву и Брюссель.

Есть и другие причины, по которым ЕС все меньше нравится Путину. Союз пытается проводить в отношении ряда стран, в том числе Украины и Молдовы, так называемую `Европейскую политику добрососедства`. И хотя этот курс не создает у указанных стран достаточных стимулов для проведения радикальных политико-экономических реформ, у России он все равно вызывает недовольство.

Кремль дал понять Германии, которая стала инициатором нового еэсовского курса в отношении Центральной Азии, что ей не следует вмешиваться в дела региона, который Москва рассматривает как свою легитимную сферу влияния. Эксперт по России Гернот Эрлер (Gernot Erler), статс-секретарь германского Министерства иностранных дел, заявил недавно, что Берлин попытался объяснить России: эта инициатива ничем ей не угрожает. Однако Кремль больше волнует то, что символизирует собой ЕС. `Все дело в ценностях, - полагает Генек Смоляр (Gienek Smolar), директор варшавского Центра по изучению международных отношений. - `Путину не нравится распространение еэсовской системы ценностей, пусть до сих пор оно и не оказало существенного воздействия на улучшение ситуации с правами человека в центральной Азии`.

В ответ на эти маневры Россия дистанцируется от ЕС в целом и старается строить отношения с его странами-участницами на двусторонней основе. И это приносит ей немалые результаты. Россия успешно сорвала выработку единой энергетической политики в рамках ЕС, подписав долгосрочные контракты о поставках энергоносителей с крупными французскими, немецкими, итальянскими и австрийскими компаниями. По словам аналитиков, Еврокомиссия и страны ЕС неспособны заблокировать подобные сделки, поскольку им не удается отделить стратегические и национальные интересы от стремления утвердить общие ценности. Как показал саммит в Самаре, из-за подобной путаной стратегии - привязки прагматических интересов, например в торговле, к ценностям вроде прав человека - ЕС не добился никаких результатов.

Возможно, такая же путница будет отличать и позицию ЕС в Хайлигендамме. По словам Смоляра, Брюсселю пора покончить с иллюзиями, относительно, как он выразился, общности ценностей Европы и России. `Нам пора отказаться от убеждения в том, что путинская администрация разделяет наши ценности, и что ЕС способна сочетать отстаивание этих ценностей с прагматическими интересами. Чем дольше мы не проводим границы между первыми и вторыми, тем меньше вероятность, что ЕС удастся наладить отношения с преемником Путина`, - отметил он.

nbsp;RIN 2000-