Российская Информационная Сеть
6 июня, 20:03

Российские угрозы, порожденные высокими ценами на нефть, оказались пустыми

Российские угрозы, порожденные высокими ценами на нефть, оказались пустыми Когда президент Буш заявил вчера, что `Россия не враг`, он был прав. Это был жест примирения, попытка успокоить президента Путина после его пятничных высказываний, когда он подверг США критике за империалистическую политику.

Успокаивающие слова Буша накануне саммита `большой восьмерки` точно описывают ситуацию. Россия не враг, потому что она уже недостаточно сильна, чтобы быть таковым. Большая часть путинских угроз лишена смысла; если Соединенные Штаты проигнорируют их, он ничего не сможет с этим поделать.

Несомненно то, что новая воинственность Путина отчасти вызвана трехлетним периодом высоких цен на нефть. Точно так же, как российский президент постарался переписать `колониальные` энергетические соглашения, заключенные в начале 90-х, когда Россия пыталась выбраться из-под завалов рухнувшего Советского Союза, сейчас он угрожает внести поправки в договоры об ограничении вооружений, которые были подписаны примерно в то же время.

Но это только бравада. Население России уменьшается, а ее военный бюджет слишком мал и слишком перегружен. Самое мощное оружие России это ее нефть. А самая большая ее слабость заключается в том, что цены на нефть могут упасть.

Нападки Путина на США во время интервью, которое он дал в пятницу вечером газете Times и ряду других избранных изданий из стран `восьмерки`, вызвали появление заявлений о возврате `холодной войны`. Но это не так. Как признал в пятницу сам Путин, `хотя можно увидеть противоречие` в угрозах выйти из договоров по вооружениям, подписанных после окончания `холодной войны`, сейчас `у нас совсем другой характер отношений` с США по сравнению с тем, какими они были `10, 15, 20 лет назад`.

Во время своего 4-часового интервью Путин выглядел обиженным и недовольным. Он обвинил Запад в том, что тот не сумел оценить должным образом действия России по выполнению подписанных соглашений. Однако его угрозы носили скорее символический, нежели действенный характер.

В частности, Путин пригрозил ответными шагами, если Соединенные Штаты Америки продолжат реализацию своих планов по созданию противоракетной обороны в Восточной Европе. Но хотя подписанное в 1990 году между НАТО и Варшавским Договором соглашение об обычных вооруженных силах в Европе считается мощным показателем взаимного стремления устранить военную угрозу, его реализация уже застопорилась. В соответствии с договором значительная часть обычных вооружений была либо ликвидирована, либо передислоцирована. Но Россия позднее отказалась выводить свои войска из Грузии и Молдавии, а США и многие другие страны не захотели этот договор ратифицировать.

Путин также заявил, что может перенацелить ракеты на Европу. Но и это лишь символическое заявление, поскольку запрограммировать направление полета и цель для ракеты можно в считанные минуты.

Самая серьезная его угроза заключается в том, что Россия может выйти из соглашения по ракетам средней и меньшей дальности. Этот договор, который в 1987 году подписали президент Рейган и генеральный секретарь Горбачев, был первым соглашением о сокращении ядерных вооружений, а не об установлении максимальных количественных рамок, которые нельзя превышать.

Тем не менее, Путин открыто заявил, что такой шаг не будет ответом на провокации США; это будет реакция на более масштабную гонку вооружений с участием Ирана, Израиля и Пакистана, борющихся за обладание ракетами средней дальности. Таким образом, остается пространство для ведения переговоров.

Путин признал, что Россия не в состоянии финансировать гонку вооружений. Ее военный бюджет, составляющий около 2,7 процента национального дохода, очень скромен по меркам НАТО, и Путин не хочет его увеличивать. Да и население России, составляющее сегодня 140 миллионов человек, уменьшается почти на 1 миллион в год по причине естественного старения, болезней и эмиграции.

Что касается Ирана (а именно в этом вопросе Путин может создать проблемы), сейчас российские интересы близки западным. Он `абсолютно согласен` с Бушем в том, что обретение Ираном ядерного оружия `недопустимо`. Последние задержки в поставках Россией ядерного топлива Ирану выглядят как практическое выражение такого беспокойства.

В результате России практически нечем отвечать на действия США и Европы, если они решат добиваться своих целей. Самые сильные ее козыри - это потребности Запада в энергоресурсах. Как недавно поняли Украина и Белоруссия, Россия готова перекрыть вентиль. Европа пока не отреагировала на эту угрозу, хотя тревожных сигналов было достаточно. Но если цены на нефть начнут снижаться, будет уменьшаться и уверенность России в собственных силах, а также, вполне вероятно, и популярность ее президента. Московские автомобильные пробки демонстрируют, что при цене в 70 долларов за баррель можно купить большое количество `мерседесов`. Но это, как и раздраженные выпады Путина, совершенно иллюзорная претензия на власть и влияние.

nbsp;RIN 2000-