Российская Информационная Сеть
13 июня, 19:06

Многим странам импонирует жесткая риторика России

Многим странам импонирует жесткая риторика России В последнее время дипломаты из развивающихся стран все чаще говорят конфиденциальным тоном, что большинство руководителей в мире приветствуют жесткий тон разговора Владимира Путина с Западом.

Даже представители тех стран, что считаются военно-политическими союзниками США, признают: им очень важно, чтобы Россия покорила и утвердилась на одной из вершин многополярного мира.

Почти двадцатилетнее моноположение США на олимпе мировой политики оказалось утомительным для большинства стран. Выясняется, что монополизм в оценках международной ситуации, тех или иных режимов, событий или намерений также обременителен и лишает "воздуха" политическое пространство международных отношений, как и монополия на истину во внутренней политике.

Интересна одна деталь: в своей речи в Мюнхене Владимир Путин не сказал ничего нового с содержательной точки зрения. Наша позиция по всему кругу затронутых вопросов - от расширения НАТО и нераспространения ядерного оружия до экспорта цветных революций - неоднократно озвучивалась российским руководством на различных уровнях и в различных форматах. Новой была только тональность высказывания, жесткость формулировок, рубленность фраз, отсутствие в речи традиционных оговорок и экивоков. И оказалось, что именно этого ждал незападный мир от России. Интонации уверенной в себе, независимой от США державы, разговаривающей на языке взаимных угроз, хотя и асимметричных.

Этот психологический феномен ностальгии по биполярному миру интересен по многим причинам. Здесь и пространство для маневра между сверхдержавами к собственной выгоде. И возможность занимать позицию, хоть иногда соответствующую собственным убеждениям. Да и элемент торга во внешней политике всегда был для более слабых стран способом компенсировать потребности национального тщеславия.

Но главное все же - это неудовлетворенность внешней политикой США в последние годы, ее несправедливостью.

Методы борьбы с международным терроризмом, фальсификация предлогов для вторжения в Ирак, агрессивная практика продавливания нужных решений в ООН напрягли развивающиеся страны. Они ощутили собственную незащищенность, угрозу суверенитету, произвольность и необоснованность принимаемых санкций в отношении "идущих не в ногу".

Руководству России должен быть приятен этот рост авторитета и популярности в странах, как правило, не имеющих общих границ с нами. Быть актуальным выразителем мыслей и чаяний миллионов людей всего мира в спорах с Америкой - почетно и ответственно. Авторитетно.

Здесь важно, однако, иметь точное представление о границах реально возможного. Мы не Советский Союз - ни по мощи, ни по потенциалу, ни по идеологии. Мы только поднимаемся с колен.

Наш народ еще живет не очень. Бедность, плохое жилье, неравенство доступа к активам в сферах образования, медицины, отдыха. Надо много средств тратить внутри страны. Удержаться у черты, когда приятно и гордо ощущать свою отдельность, внятность, популярность и даже лидерство в международных отношениях, но не нести за это материальных издержек - задача для руководства страны.

Да и конфликт с "первым полюсом" мира, по которому так истосковались многие страны, не выглядит разумной целью для России. Ведь как поется в песне, "есть у нас еще дома дела".

nbsp;RIN 2000-