Российская Информационная Сеть
13 июня, 19:18

Коварные аспекты маневра Путина: уговорить, запугать и заблокировать систему ПРО в Европе

Коварные аспекты маневра Путина: уговорить, запугать и заблокировать систему ПРО в Европе Шахматы в России - национальный вид спорта. Поэтому, как говорили советские коммунисты наподобие Владимира Путина, `не случайно, товарищ`, что предложение по ПРО, сделанное им на прошлой неделе на саммите `большой восьмерки`, было утонченным гамбитом.

Хитроумной попыткой не защитить Европу и Соединенные Штаты от будущих иранских ракет, а заблокировать создание системы противоракетной обороны. Назовем ее маневром Путина.

По сути, подобно непревзойденному мастеру игры - такому, как Гарри Каспаров, его грозный соперник из демократического лагеря - Путин играет одновременно на нескольких досках.

Во-первых, это американо-российские отношения. Каждому потенциальному тоталитарному диктатору нужен враг - и становится все яснее, что, несмотря на смехотворные заявления Путина о том, что он `последний демократ`, его поведение все больше напоминает царское. Врагом для Владимира Путина являемся мы. Благодаря созданию образа врага, его политика консолидации власти и даже репрессий в стране обретает все большую поддержку народа. Более того, он способен оправдать новое наращивание вооружений и внешнеполитический авантюризм в компании с такими ненавистниками Америки мирового класса, как иранские муллы, китайские коммунистические руководители, президент Венесуэлы Уго Чавес и лидер Северной Кореи Ким Чен Ир.

Следующая `доска` - российско-европейская. Путин возродил традиционный курс Кремля в отношении Европы - курс запугивания, принуждения и шантажа, используя угрозы нанесения ядерного удара, отключения поставок энергоносителей и другие формы экономического давления. Воспользовавшись ходом из самоучителя Иосифа Сталина, почти-что-царь даже напал на одно из балтийских государств, Эстонию, правда, применив электронное, а не старомодное оружие.

Наконец, Владимир Путин пытается оказать влияние на американо-европейские отношения. Служба в КГБ почти четверть века назад, когда Америка приступила к размещению в Европе ракет средней дальности, не прошла для него даром. Он не только ностальгирует по статусу сверхдержавы, который именно в результате этого шага начал терять Советский Союз. Он также искушен в стратегии `разделяй и властвуй`, которая чуть не сбросила правительства ключевых стран НАТО и чуть не сорвала планы размещения ракет.

Сегодня Кремль рассчитывает сыграть на противоречиях между США и Европой по вопросу Ирака и, воспользовавшись неприятием планов администрации Буша по размещению очень скромного противоракетного потенциала в Польше и Чехии, создать, а затем - заполнить вакуум власти на континенте.

Маневр Путина призван способствовать достижению этих целей следующим образом:

Президент России предложил использовать российский радар в Азербайджане в качестве альтернативы радару слежения, который по плану Буша должен быть размещен в Чехии. Неважно, что устаревший радар Кремля не предназначен для точного распознавания боеголовок, механизм которого предусмотрен в предлагаемой современной американской системе. Его замысел заключается в том, чтобы запутать дело, дать чешским противникам радара видимость альтернативы его размещению в их стране и представить американский план неразумным.

Подобным образом Путин высказался за то, чтобы вместо развертывания 10 ракет-перехватчиков в Польше, США разместили противоракеты в Турции, Ираке и на море, на боевых кораблях оснащенных оборонной системой Aegis. Этот гамбит дает лазейку польским критикам, позволяя, вместе с тем, осложнить отношения Соединенных Штатов с Турцией и Ираком.

Кремль уже давно пытается подорвать невероятно важный стратегический альянс между Америкой и Турцией, над которым уже нависли тучи из-за антиамериканской программы правительства исламистов в Анкаре и растущей напряженности в отношениях двух государств из-за иракского Курдистана. А на фоне горячего обсуждения в американских элитных кругах идеи `убраться из Ирака` размещение там противоракетных систем на долгосрочной основе - явная несуразица.

Мысль об использовании крейсеров Aegis в целях противоракетной обороны, конечно, замечательна. Однако не это у Путина на уме. И, если только новый председатель комитета начальников штабов адмирал Майк Маллинс (Mike Mullins) не прогнет свою линию, эти корабли будут по-прежнему неспособны гарантировать Европе и США надежную защиту, в которой мы нуждаемся.

Наконец, Путин вбросил еще две проблематичные идеи.

1) Не нужно торопиться с созданием системы ПРО в Европе. По его словам, у иранцев нет ни ракет, которые могут достичь территории Европы, ни планов их создания.

2) Россия должна участвовать в процессе принятия решений о создании системы ПРО.

Первое - явная неправда. Имеющиеся у Ирана ракеты Shahab-3 могут достичь территории некоторых стран НАТО. Имеются безошибочные признаки того, что тегеранские муллы намерены разработать ракету Shahab-4, которая, возможно, будет способна достичь любой точки на европейском континенте.

Самый коварный аспект маневра Путина заключается в том, что он уговорами и запугиванием требует участия России в принятии решений о размещении и, возможно, использовании системы ПРО в Европе. Это значит позволить одному из самых важных союзников тегеранского режима и одному из поставщиков ему ядерной технологии решать, как и когда защищать интересы наших европейских друзей и партнеров от угрозы, которую представляют иранские друзья Путина.

Ожидается, что все это будет обсуждаться в июле - Владимир Путин удостоен чести посетить имение Бушей в штате Мэн. С времен встречи Рональда Рейгана с Михаилом Горбачевым в Рейкьявике двадцать лет назад на президента США еще никогда не оказывалось такое давление с целью отказа от свободы действий в области противоракетной обороны. Как и тогда, ответом на кремлевский гамбит должно быть `Спасибо, но нет`.

Фрэнк Гаффни-младший - президент Центра политики безопасности. При Рональде Рейгане отвечал в министерстве обороны за политику в области ПРО.

nbsp;RIN 2000-