Российская Информационная Сеть
15 июня, 20:20

Десткие игрушки - мост в успешное будущее

Десткие игрушки - мост в успешное будущее Так уж сложилось, что выражение "играть в бирюльки" несёт негативную коннотацию. Когда мы говорим про кого-то - "он играет в бирюльки", то подразумеваем, что человек проводит время впустую.

Однако, стоит реабилитировать это прекрасное занятие, ведь на самом деле оно более чем полезно и жизненно необходимо.

Кукольный прогресс

Игрушки играют очень важную роль в нашей жизни. И приносят они не меньшую пользу, чем "важные дела". Начнём с того, что распространенность "бирюлек" - показатель прогрессивности и высокой культуры общества.

Детство не всегда было привилегированной порой в жизни человека. Довольно долгое время ребёнок считался маленьким взрослым. Если вы внимательно изучите средневековые изображения, то увидите, что на них дети отличаются от взрослых только ростом. И одевали детей так же, как и взрослых. А в древности к детям и вовсе относились без всякого пиетета. Вспомним Спарту: там "неудачных" младенцев сразу отбраковывали без малейшей жалости.

Так что в те времена у людей в буквальном смысле слова не было детства. Дети играли в те же игры, что и взрослые, никаких вам дочек-матерей и казаков-разбойников. И только начиная с эпохи Возрождения, в европейской культуре появляется сначала смутное, а потом всё более отчетливое, понятие детства.

Мир становился всё более гуманным, и не последнюю роль в этом сыграло христианство (хотя именно оно долгое время сражалось с игрой в куклы как с богомерзким суеверием, но это отдельный разговор).

Возникновение детства как особой эпохи в человеческой жизни связано с научно-техническим прогрессом. Обучить ребёнка сразу всем тонкостям взрослой жизни стало невозможно, ведь он просто-напросто физически не созрел до этого. Тогда-то и стали появляться игрушки, которые постепенно вводили ребёнка в мир взрослых.

Игрушки позволяют малышу освоиться в мире, понять значение социальных ролей. Ребёнок может попробовать себя в роли мамы, машиниста или продавца. Тем самым, игра - это мост, по которому ребёнок из мира своей семьи переходит в мир большой.

Дети не просто зазубривают или механически усваивают правила социального поведения, ведь игра - процесс творческий, она развивает фантазию и воображение, во время которого ребёнок ищет своё место в мире, осваивает социальное пространство, в которое ему предстоит вступить.

Так что "потеха" - вовсе не такая простая штука, как кажется. Это, помимо удовольствия, школа жизни. Кстати, слово "школа" по-древнегречески означало досуг.

Мост в успешное будущее

Однако, обучение - не единственная польза, приносимая игрушкой. Для того, что некоторые называют обидным словом "бирюлька", английский психоаналитик Дональд Винникот придумал научный термин "переходный объект". Этот объект, а на самом деле какой-нибудь тряпичный или плюшевый друг, играет решающую роль в становлении детской психики.

В первые месяцы жизни у новорождённого нет своего "Я", и он не отделяет себя от окружающего мира. Он не знает, что есть другие люди, предметы, опасности и т.д. Для младенца он сам является всем, т.е. он, ни много ни мало, считает себя пупом земли (впрочем, в этом контексте слова "считает" и "думает" неуместны, ведь у ребёнка нет ни малейшей рефлексии).
Spacebabies Именно поэтому, всё, что с ним происходит, раздувается до космических масштабов. Болит животик - всё, это катастрофа, Армагеддон и апокалипсис. Ну, и наоборот, если всё хорошо - то это рай и экстаз.


В это время малыш чувствует себя всемогущим. Он - бог, и весь мир вращается вокруг него. В первые месяцы жизни младенец не отделяет себя от матери, которая в этот момент - часть него самого. Но постепенно до ребёнка начинает "доходить", что мама - это совсем другой человек. Тут-то и происходит серьезный крах "мировоззрения" малыша. Оказывается, что он вовсе не всемогущ, а, напротив, беспомощен и целиком и полностью зависит от матери.

В этот момент и начинает формироваться "Я" ребёнка. И помощником в этом формировании становится пресловутый "переходный объект". Поначалу, это может быть даже не игрушкой, а собственным большим пальцем или краешком одеяла и т.п.


Этот объект, используемый для самоуспокоения, помогает ребёнку справляться с тревогой, которая возникает от осознания того, что он и мама - разные люди, отличные друг от друга.

С помощью игрушки малыш учится контактировать с окружающим миром, используя её в качестве "моста" между своей внутренней реальностью и происходящим во внешнем мире. Благодаря этому ребёнок учится контролировать своё поведение, постепенно становясь самостоятельным.

Наблюдая, как ведёт себя малыш с любимой игрушкой, можно многое узнать про его проблемы и тревоги. Психологи очень часто используют игрушки в терапевтической работе с детьми. На куклах и плюшевых мишках дети могут отыгрывать свои внутренние конфликты, срывать агрессию и проявлять любые другие эмоции.

Получается, что игрушки мало того, что обучают ребёнка, они ещё и умеряют тревогу, позволяют развиваться, становиться самостоятельным. Так что без бирюлек никуда!

Мечта - своими руками

Как мы уже выяснили, многообразие в мире игрушек - это признак высокой культуры и прогресса. В наше время, к сожалению, разнообразие всячески нивелируется. Процветает поточное производство и даже такие важные для жизни вещи, как игрушки, штампуются сотнями. Но это еще полбеды. Главная опасность для современных ребят - это компьютерные игры.

Такие игры, отлично симулируя реальность, упускают при этом нечто очень важное: собственную фантазию ребёнка и его творческое вдохновение. Несмотря на кажущееся правдоподобие, они уводят далеко от настоящей жизни. Вдобавок ко всему такие игры исключают тактильный контакт, а это очень важная составляющая реальности.

Но любовь к игрушкам всё-таки ещё жива. И, если современный ребёнок предпочитает резаться в компьютерные игры, то среди взрослых, наоборот, процветает мода на коллекционирование кукол и плюшевых зверушек, а также на изготовление их собственными руками.

Возвращаясь таким творческим способом к своему детству, мы помогаем разрешить свои старые проблемы и посмотреть на мир глазами первооткрывателя.

nbsp;RIN 2000-