Российская Информационная Сеть
18 июня, 14:17

США будут покорять Луну в одиночку, чтобы не стимулировать высокотехнологичный потенциал России

США будут покорять Луну в одиночку, чтобы не стимулировать высокотехнологичный потенциал России Во второй половине следующего десятилетия полет Международной космической станции (МКС) "Альфа", в сооружении и эксплуатации которой участвует Россия, будет завершен.

После этого у нашей страны останется два способа продолжать пилотируемую деятельность в космосе. Первый - искать партнера, который согласился бы разделить с ней стоимость будущих космических проектов. Второй - самостоятельно осуществлять эти проекты.

Логика первого способа предполагает в первую очередь кооперацию России и США. Однако Америка уже неоднократно давала понять, что согласится на ощутимое участие других стран в своей лунной программе лишь по созданию базы на поверхности Луны. Все, что до этого, - в лучшем случае обмен данными о Луне, полученными с помощью автоматических аппаратов. Сделанное в начале июня бодрое заявление генерального директора федерального космического агентства "Роскосмос" Анатолия Перминова о том, что "освоение дальнего космоса может осуществляться только в рамках широкого международного сотрудничества, поэтому Роскосмос активно участвует в выработке глобальной стратегии освоения космоса - механизма координации", ничего, кроме недоумения, вызвать не может.

Документ под названием "Глобальная стратегия освоения космоса - механизм координации" действительно закладывает основу для объединения усилий разных стран за пределами атмосферы. Однако, согласно официальному сайту Американского аэрокосмического агентства НАСА, диалог по данной стратегии был инициирован этим агентством с целью решения двоякой задачи: с одной стороны, получить свежие идеи от других стран применительно к осуществлению планов США по освоению Луны и Марса, а с другой - оценить интерес международного сообщества к этим планам. Таким образом, участвуя в разработке "Глобальной стратегии освоения космоса", Роскосмос оказывает в первую очередь интеллектуальную поддержку новой космической программе НАСА. Реализация этой стратегии, как уже упоминалось, не потребует ни российских кораблей, ни носителей, ни обитаемых орбитальных модулей - то есть всего того, что составляет основную продукцию космической отрасли России.

Кроме того, документ этот, как отметила американская газета "Спэйс ньюс", признает наличие серьезных проблем, связанных с передачей технологий и защитой интеллектуальной собственности, которые, "как и прежде, затрудняют формирование многостороннего сотрудничества". Наконец, программа "Глобальной стратегии освоения космоса" не имеет обязательной силы для стран, подписавших ее.

Не имея более необходимости использовать "рукопожатия в космосе" для демонстрации "дружбы и партнерства" с Москвой, Вашингтон поставил свою новую лунную программу на службу исключительно национальным интересам США. Что, кстати, вполне естественно. С одной стороны, эта программа будет развивать научно-технические и производственные возможности Америки, а не других стран. С другой - как отметил Говард МакКерди, специалист по космической политике и профессор Американского университета в Вашингтоне, США планируют самостоятельно работать над лунной транспортной системой с тем, чтобы максимально упростить и удешевить ее создание. Международное сотрудничество, подчеркнул МакКерди, повышает сложность, а соответственно - стоимость космических миссий, которая, как правило, не компенсируется суммарным финансовым вкладом партнеров.

У Соединенных Штатов более нет политических причин ни стимулировать (а отчасти и спонсировать) развитие или поддержание высокотехнологичного потенциала России в освоении космоса, ни мириться с определенными неудобствами ради такого сотрудничества.

США пойдут на широкомасштабное и равноправное взаимодействие с Россией в сфере пилотируемой космонавтики лишь в двух случаях. Первый - если вновь возникнут политические условия, когда опять нужно будет с помощью "рукопожатий в космосе" демонстрировать близость между Москвой и Вашингтоном. Второй - если Россия станет осуществлять инновационный проект, последствия реализации которого поставят под сомнение лидерство США в области освоения космоса, а в более широком смысле - науки и техники. Но для этого Россия должна начать практическую реализацию подобного проекта и продемонстрировать возможность самостоятельно довести его до победного конца.

nbsp;RIN 2000-