Российская Информационная Сеть
18 июня, 18:48

Аппетиты растут: 4 проблемы на пути развития топливных элементов

Аппетиты растут: 4 проблемы на пути развития топливных элементов Последние несколько лет поиски альтернативных источников питания, которые могли бы заменить литиево-ионные аккумуляторные батареи, прошли под знаком топливных элементов.

Им прочили славу преемников батарей, используемых в ноутбуках, сотовых телефонах КПК, смартфонах и портативных проигрывателях. Аппетиты этих устройств росли, подстегиваемые наращиванием функциональности, прежде всего, мультимедийной. Как известно, работа с видео и звуком не щадит вычислительный ресурс, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на продолжительности автономной работы.

Несмотря на усилия старожилов отрасли и молодых компаний, созданных специально для разработки топливных элементов, до серьезных успехов дело пока не дошло. Крупные игроки отмалчиваются, а точка приложения усилий, похоже, сместилась с компактных источников питания, способных заменить аккумуляторные батареи, на более громоздкие внешние устройства, предназначенные для заряда все тех же литиево-ионных аккумуляторов. Что касается круга потенциальных потребителей, он, по-прежнему, ограничен военными и представителями узких ниш рынка.

В чем дело? Найдут ли топливные элементы дорогу к массовому рынку?

Во-первых, разработка, в действительности, оказалась слишком сложна, отмечает IXBT.com со ссылкой на Seeking Alpha. Топливные элементы, пригодные для массового практического применения не так просто создать, как полагали некоторые участники процесса (по крайней мере, если речь идет об изделиях приемлемой стоимости). Ход разработок выявил недостаточный уровень развития технологий.

Во-вторых, сыграли свою роль рациональные ожидания. Реакция рынка на глубинные факторы оказалась весьма агрессивной. Проще говоря, производители стали больше уделять внимания снижению энергопотребления своей продукции и повышению ее энергетической эффективности. В результате, покупатели оказались заинтересованы в электронике, потребляющей меньше энергии, а не в появлении более мощных источников. Практика показала - приложив усилия к снижению энергопотребления, вполне реально снизить его, одновременно сохранив все остальные особенности продуктов, привлекающие потребителя.

В-третьих, несмотря на свои недостатки, литиевая технология не так плоха, чтобы сойти со сцены сегодня. Мобильные устройства, питаемые литиево-ионными аккумуляторами, как правило, имеют вполне приемлемое время автономной работы.

В качестве последнего объяснения, почему топливные элементы пока не с нами, источник приводит отсутствие инфраструктуры. Развертывание всех компонентов, связанных с производством, транспортировкой, эксплуатацией и утилизацией новых источников питания, оказывается неоправданно в сегодняшней экономике. Пока это положение сохраняется, производители будут сохранять существующую инфраструктуру, не спеша заменить ее новой. А значит, время топливных элементов пока не пришло.

Новости с "альтернативного" фронта

- Американские исследователи из Университета Юты предложили новую технологию, которая в перспективе, вполне возможно, позволит продлить время автономной работы портативных устройств от аккумуляторов и повысить эффективность использования энергии электронным оборудованием. Суть методики заключается в преобразовании выделяемого электронной аппаратурой тепла в звуковые волны, а затем - в электричество. Для этого профессор физики Орест Симко предлагает использовать миниатюрнее термоакустические преобразователи. В таких устройствах тепло преобразовывается в звук, воздействующий на пьезоэлектрический элемент. В результате сжатия элемента происходит генерация электричества, которое затем может быть направлено в цепь питания электронного прибора или на подзарядку аккумулятора, пишет Компьюлента.

Исследования по созданию термоакустических пьезоэлектрических конвертеров (Thermal Acoustic Piezo Energy Conversion, TAPEC) были начаты в 2005 году и финансируются американскими военными. В течение двух последних лет команда Симко получила на исследования два миллиона долларов США. Ученые уже сконструировали несколько прототипов преобразователей, большая часть которых представляет собой "резонаторы" цилиндрической формы, умещающиеся на ладони. Причем у исследователей имеются образцы очень компактных конвертеров длиной всего в 1,8 миллиметра. В течение ближайшего года Орест Симко намерен провести всестороннее тестирование термоакустических преобразователей. Ученый надеется, что в перспективе подобные устройства смогут стать альтернативой фотогальваническим элементам. Не исключено, что в будущем источники питания нового типа найдут применение в ноутбуках, автомобилях, военной технике и так далее.

- Ещё один небольшой шаг был сделан в направлении замены традиционных литиево-ионных аккумуляторов на топливные элементы в мобильных устройствах, отмечает Techlabs. Для того, чтобы коммерциализировать технологию, тайваньскими учеными была изобретена новая система фильтрации. Согласно статье в журнале New Scientist, устройство фильтрует побочные продукты реакции в метаноловом топливном элементе, увеличивая его общую эффективность. DMFC (Direct-methanol fuel cells), или прямой метанольный топливный элемент - наиболее перспективная разновидность новых источников питания. Самая большая сложность с его внедрением (помимо токсичности самого метанола) состоит в утилизации побочных продуктов реакции - двуокиси углерода и других. Команда тайваньских ученых сконструировала устройство, которое удаляет двуокись углерода и другие отходы окисления метанола, используя систему пассивной фильтрации. Фильтр обладает сотней отверстий диаметром порядка 50 мкм, через которые удаляет двуокись углерода свободно покидает топливный элемент, выделяясь в атмосферу.

Водоотталкивающее тефлоновое покрытие фильтра удерживает необходимые компоненты реакционной смеси внутри топливного элемента. Разработкой ученых уже заинтересовались компании Samsung и Toshiba, которые, вероятнее всего, первыми и выпустят продукты на основе топливных элементов.

- Ученым и студентам Высшей школы Оффенбурга удалось сконструировать топливный элемент, функционирующий на прямой подаче этанола, чья мощность позволяет ему приводить в движение автомобиль. Основой работы топливного элемента является мембрана, отделяющая одно вещество от другого, например, водород от кислорода. Электрический ток в наиболее распространенном топливном элементе PEM возникает при проникновении положительно заряженной частицы (протона) через мембрану, в том время как отрицательно заряженная частица обходит ее стороной. Для облегчения процесса с двух сторон мембраны используются катализаторы. Двадцать лет назад развитие топливного элемента на этаноле остановилось именно из-за отсутствия подходящих мембран и эффективных катализаторов. Теперь ученым из Оффенбурга удалось завершить начатое - автомобиль с говорящим названием "Пьющий дятел" (Schluckspecht) был представлен на юге Франции во время мероприятия Shell Eco-Marathon 2007. (Study in Germany)

Изобретена зарядка для мобильного телефона с альтернативным источником питания. Дело в том, что данное устройство заряжает телефон... силой ветра! Изначальная цель изобретения (как ни странно) - дать возможность заряжать свои сотовые телефоны... участникам и посетителям музыкальных фестивалей, которые во время их проведения по нескольку дней живут в палатках.

Ученые разработали зарядное устройство с учетом английского климата - таким образом, чтобы оно могло постоянно вырабатывать энергию, необходимую для зарядки телефона. Первые экземпляры появятся в Англии уже в этом году, на летнем музыкальном фестивале в Сомерсете. Ветротурбина устройства весит всего-навсего 150 граммов, и вполне может поместиться в рюкзак. А еще устройство имеет специальные крепления, позволяющие установить его прямо на крышу палатки.

nbsp;RIN 2000-