Российская Информационная Сеть
20 июня, 10:19

Габалинский радар уже устарел, но до сих пор остается ушами и глазами России на Ближнем Востоке

Габалинский радар уже устарел, но до сих пор остается ушами и глазами России на Ближнем Востоке Предложение президента России Владимира Путина президенту Джорджу Бушу переместить американские системы противоракетной обороны из Восточной Европы в другое место, сделанное на саммите `большой восьмерки`, многих застало врасплох.

И это не только из-за столь же внятного, сколь и неожиданного, выражения Путиным согласия с самим фактом осуществления программы новых `звездных войн`, но и из-за того места, которое он назвал в качестве альтернативы - Азербайджана.

Собственно, мысль, прямо скажем, не самая странная. По многим показателям Азербайджан - если, конечно, Буш действительно обеспокоен перспективными ракетными разработками Ирана или действиями террористов в других странах Ближнего Востока - представляется самым логичным местом для размещения системы раннего предупреждения. Недаром в свое время Советский Союз с этой целью выбрал для постройки собственного мощного радара именно это место - на южных склонах восточной части Кавказских гор, невдалеке от города Габалы: Советы стремились предупредить возможные враждебные действия того же Ирана, который при шахе Резе Пехлеви (Reza Pahlavi) считался американской марионеткой, вошедшей в НАТО Турции, а также более далекого Израиля.

Сегодня Габалинский радар уже устарел, однако до сих пор остается ушами и глазами России на Ближнем Востоке: говорят, что он перехватывает разведывательные сигналы даже из Каира, Омана и Индийского океана.

Есть и еще один, даже более важный, аспект: этот объект стал поводом для трений между Россией и Азербайджаном. Габала - последняя точка российского военного присутствия в Азербайджане; кроме того, местная пресса часто обвиняет станцию в том, что ее излучение вызывает у людей различные недуги - от бесплодия до рака.

Все остальные российские войска были выведены из Азербайджана в 1993 году. Тогда по этому поводу был подписан очень сложный договор; не исключено, что он был связан с государственным переворотом, который тогда прошел в стране. Российские генералы были уверены, что вскоре вернутся в Азербайджан и восстановят традиционную зону своего влияния - однако оказалось, что лидер, которого они поддерживали, думал совсем иначе.

Гейдар Алиев, бывший член Политбюро и генерал КГБ, заявил, что будущее Азербайджана - на Западе, и отказался впускать в страну русских военных. У них остался только этот радар в Габале.

В 2006 году, когда срок аренды Габалинского радара был продлен еще на десять лет, заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов в ответ на обвинения в том, что в страну тайком снова начали проникать российские войска, только смеялся. Он говорил, что техника, использованная при постройке радара, уже давно устарела, и лет через пять радар все равно перестанет работать.

Так что предложение Путина использовать именно Габалинский объект значительно менее странно, чем его решение вообще предложить американцам обосноваться в Азербайджане.

В 1991 году, после отделения от Советского Союза, Азербайджан практически сразу впал в состояние внутриполитического хаоса; к тому же, армия проигрывала войну с Арменией за спорные территории Нагорного Карабаха. Тогда Азербайджан взывал к помощи США, в том числе предлагая свою территорию в качестве передовой базы, которая могла бы помочь Штатам в непростых взаимоотношениях с Ираном. Тогда в Вашингтоне предпочитали ничего не слышать.

Однако в последние годы, когда в стране, во-первых, появились доходы от нефти, и, во-вторых, благодаря жестким действиям Алиева, курс которого после смерти лидера продолжил его сын Ильхам Алиев, была установлена некоторая стабильность, Азербайджан сильно изменился. Это уже совершенно не та страна, из которой в 1993 году уходила российская армия.

Итак, что же стоит за путинским гамбитом? Возможно, он хочет, чтобы американский радар стоял там, где в его поле зрения попадали бы сопредельные с Россией страны, но не сама Россия. Возможно также, что, `сдавая` последнюю точку российского военного присутствия в Азербайджане Соединенным Штатам, Путин стремится переложить бремя иностранного присутствия на американцев - и будет ждать, что именно на них обрушится накопившееся среди населения недовольство. И не исключено, что, вовлекая Америку в совместный военный проект в Габале, Россия впервые за последние пятнадцать лет сама получит возможность укрепиться в Азербайджане - по крайней мере, пока Америка либо не уйдет сама, либо ее не `уйдут`, как недавно из Узбекистана.

*Томас Гольц - приглашенный исследователь Монтанского университета по проблемам Кавказа в рамках программы исследований Центральной и Юго-Западной Азии. Автор книги `Азербайджанский дневник: приключения бродячего журналиста в бывшей советской республике - богатой нефтью и бедной миром` ("Azerbaijan Diary: A Rogue Reporter`s Adventures in an Oil-Rich, War-Torn, Post-Soviet Republic").

nbsp;RIN 2000-