Российская Информационная Сеть
22 июня, 10:42

ФАС вскрыла банковско-страховой "заговор" - как это поможет россиянам

ФАС вскрыла банковско-страховой "заговор" - как это поможет россиянам Новость о том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России выявила в ходе проверки 60 банков и 70 страховых компаний, имеющих тарифные сговоры, потрясла российский финансовый мир.

Не потому, что раньше о таких фактах было неизвестно - как раз напротив, не догадывался о существовании особо тесных отношений между некоторыми банками и некоторыми страховщиками только ленивый. Или, вернее, только человек, которому ни разу не приходилось брать кредит, требующий обязательного оформления страхового полиса.

Лучше всех, конечно, о фактах сговора была осведомлена Федеральная антимонопольная служба, пишет издание "Личные деньги". По словам начальника управления контроля финансовых рынков ФАС Юлии Бондаревой, данная государственная структура буквально "утопает в жалобах клиентов на страховщиков, которых рекомендовал им банк".

Что и неудивительно, если учесть, что клиентам из-за такого сговора обычно приходится переплачивать: тарифы у "сговоренных" страховщиков могут оказаться минимум на 0,5-1,5 выше, чем у их "несговоренных" конкурентов. Факт существования подобного "разрыва" в ставках подтверждают и эксперты ФАС. "К примеру, полис, который прилагается при кредитовании, на 2-3 процентных пункта стоит дороже такого же полиса в свободной продаже, и это является предметом расследования антимонопольной службы", - говорит Юлия Бондарева.

Заемщики, со своей стороны, жалуются не только на дороговизну услуг "сговоренного" страховщика, но и на другие издержки подобного процесса. О том, что их лишают в таких случаях свободы выбора - то есть, о чисто психологических издержках - мы даже не говорим, финансовая культура в России еще не настолько высока, чтобы люди придавали этому большое значение. Хуже, по словам клиентов, другое: то, что потом в случае возникновения проблем (например, в случае повреждения машины, купленной в кредит) очень сложно бывает "найти концы" и стребовать страховку. Банк кивает на своего страховщика, тот, в свою очередь, кивает на банк, заемщика-автовладельца гоняют из одной структуры в другую. А уж если к моменту аварии связка "банк - страховщик" по каким-либо причинам распалась, то дело принимает просто трагический оборот: о своем бывшем партнере банк зачастую больше ничего знать не хочет, так как полностью "увлечен" новым.

Справедливости ради, следует сказать, что такие "разрывы" бывают довольно редко, а вот случаи сговора повторяются с частотой, достойной лучшего применения. Чтобы не быть голословными, обратимся к высказываниям той же ФАС. Заместитель руководителя антимонопольной службы Андрей Кашеваров в свое время возмущался тем, что в салоне официального дилера Yamaha "Нексус Мото" кредит на мотоцикл можно взять только у Сбербанка. А у официальных дилеров BMW кредит на покупку мотоцикла можно получить только в Райффайзенбанке. Та же самая ситуация возникала, по его словам, и с покупкой в кредит мотоциклов Honda. Harley Davidson можно приобрести в кредит только с помощью Банка Сосьете Женераль Восток.

Обращает на себя внимание то, что замруководителя ФАС перечислял при этом не мелкие и средние банки, а лидеров рынка, в числе которых - "дочки" двух крупнейших международных финансово-кредитных групп и банк номер один в России. По словам экспертов, не без греха и другие банки из "ТОП-50": очень многие из них имеют тесные партнерские отношения с "узким кругом" страховых компаний, а точнее - с одним конкретным страховщиком. Что же касается страховщиков, вступающих в сговор с банками, то среди них, как говорят аналитики, тоже "не последние люди". Впрочем, такого расклада и следует ожидать: крупнейшие банки вряд ли будут искать себе партнеров среди страховых компаний с недостаточными резервами и малой ресурсной базой.

ФАС периодически пытается разрывать подобные союзы, однако на практике, как говорят эксперты, удается ему это далеко не всегда. Получив очередное предписание службы, банки временно "заводят романы" с другими страховщиками, однако фактически продолжают сохранять верность своему "избраннику". Достигается это легко: заемщику в корректной форме советуют застраховать имущество, жизнь, здоровья или титул собственности (в зависимости от кредита) в такой-то компании-страховщике. И лишь очень немногие люди при таком раскладе интересуются фактом наличия у банков партнерских отношений с другими страховщиками или требуют, чтобы им предоставили так называемое "опционное страхование" - возможность оформить страховой полис там, где они посчитают нужным.

Однако уже в ближайшем будущем ситуация может измениться: с 13 мая ФАС ввела штрафные санкции и для банков, и для страховщиков, уличенных в "вертикальном сговоре". Пока они еще ни на кого не были наложены, однако сам факт их введения может несколько снизить готовность страховщиков и банков "вступать в брак". Возможно, что первыми пострадавшими могут стать как раз 60 банков и 70 страховщиков, уличенных в сговоре.

nbsp;RIN 2000-