Российская Информационная Сеть
22 июня, 10:52

России грозит "война банкоматов"

России грозит "война банкоматов" На российском рынке банкоматов грядут перемены. Компания Diebold надеется вырваться вперед, поставляя банкоматы Сбербанку и предлагая новейшие модели многофункциональных аппаратов.

Однако на стороне ее главного конкурента, компании NCR - 14 лет присутствия в России. За это время компания смогла наладить систему сервиса и приучить отечественные банки к своей продукции.

В начале весны Сбербанк выбирал поставщика банкоматов на ближайшие 2 года. Ориентировочные объемы поставок были объявлены на уровне 4000 устройств. Это довольно много - учитывая, что всего в системе Сбербанка установлено менее 10 000 банкоматов. По оценкам экспертов, сумма сделки может составить от $60 млн до $110 млн. Победителями конкурса стали ЗАО "Ланит" с оборудованием американской фирмы Diebold и ООО "Система" с оборудованием немецкой фирмы Wincor Nixdorf. Однако в мае компания "Система" объявила, что расторгает соглашения с Wincor Nixdorf и отказывается от работы с ее продукцией. "Мы не считаем возможным продолжать деловые контакты с компанией, которая не в состоянии обеспечить равные условия работы для своих партнеров и придерживается политики двойных стандартов в работе с ними", - говорилось в официальном сообщении "Системы". Таким образом, "Ланит", являющийся дистрибутором компании Diebold, остался фактически единственным победителем тендера.

До последнего времени в банкоматном парке Сбербанка присутствовали устройства всех крупнейших мировых производителей - и Diebold, и его главного американского конкурента, компании NCR, и немецкой Wincor Nixdorf, и даже сравнительно слабо представленной в России швейцарской Banqit. Однако все же более половины парка приходилось на продукцию NCR. Победа Diebold может изменить соотношение сил и в масштабах Сбербанка, и на всем рынке - особенно учитывая, что системе Сбербанка принадлежит каждый четвертый российский банкомат.

Две руки

Самое интересное, что на прошедшем сбербанковском тендере "Ланит" конкурировал с дочерней структурой той же Diebold. В представительстве американского производителя в этом не видят ничего необычного. Diebold внедряется в Россию, если так можно выразиться, двумя колоннами. Во-первых, через свою дочернюю компанию "Диболд Селф-Сервис СНГ" (глава которой Виктор Джохадзе одновременно считается главой представительства Diebold Incorporated). Во-вторых, через своего дистрибутора, фирму "Ланит". Обеим компаниям приходится независимо друг от друга решать проблему развития в регионах России сети сбытовых и сервисных подразделений. Дело в том, что банкомат нельзя "продать и забыть". Производители банкоматов продают не только - и, может быть, даже не столько - аппаратуру, сколько послепродажный сервис. Однако существование штатной сервисной службы может не окупиться, если в регионе установлено слишком мало аппаратов данной фирмы.

У "Диболд Селф-Сервис СНГ" в настоящее время имеется два собственных офиса - в Москве и Санкт-Петербурге, и в этом году будет решаться вопрос об открытии еще двух - на юге и на востоке России. Однако этого явно недостаточно, чтобы покрыть всю российскую территорию. Поэтому в тех городах, где нет отделений "Диболд" или "Ланит", приходится искать партнеров, которые брали бы на себя обслуживание установленных банкоматов. Обычно это фирмы сходного профиля, связанные с электроникой.

Под маской IBM

В 1990-х годах глава "Диболд Селф-Сервис СНГ" Виктор Джохадзе работал в российском подразделении IBM. Дело в том, что вплоть до 1998 года Diebold не имела за пределами США ни производственных мощностей, ни сбытовых структур. Продвижением продукции Diebold во всем мире, кроме Соединенных Штатов, занималась компания IBM, которая создала с производителем банкоматов совместное предприятие InterBold. Виктор Джохадзе утверждает, что именно в этот период IBM установила первый банкомат на территории России - его покупателем стал банк "Столичный".

В 1998 году соглашение между IBM и Diebold не было пролонгировано, и Diebold решила создавать в мире собственную сбытовую и сервисную сеть. В Лондоне учредили подразделение компании, отвечающее за рынки сбыта в регионе CEMEA - Центральной и Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Тогда же в России открыли представительство компании. В 2007 году региональную штаб-квартиру перевели из Лондона в Женеву.

В Европе экспансия Diebold началась с того, что в 2000 году были приобретены производственные мощности и центры разработки банкоматов у компаний Bull и Olivetti. Интересно то, что хотя это были две разные компании, однако они совместно владели во Франции заводом по производству банкоматов, продукция которого продавалась под двумя разными марками. После приобретения завода Diebold получила возможность распространять в Европе продукцию как американского, так и европейского производства (недавно европейский завод Diebold был переведен из Франции в Венгрию). Впрочем, как утверждает Виктор Джохадзе, несмотря на явные преимущества с точки зрения логистики, в России большим успехом пользуются банкоматы Diebold американского производства. Первоначально распространением продукции компании в СНГ занимались дистрибуторы, однако в 2003 году в Москве стала действовать компания "Диболд Селф-Сервис СНГ", и таким образом Diebold занялась развитием своего бизнеса в России напрямую.

На троих

Сегодня рынок банкоматов в России практически полностью поделен между тремя игроками: Diebold, NCR и Wincor Nixdorf. Безусловным лидером является NCR, на ее долю приходится около 46% всего российского парка банкоматов. А вот относительно второго и третьего места имеются разногласия. По данным британской компании Retail Banking Research (RBR), Diebold обслуживает 23,4% парка (около 8500 машин), а это третье место. Более того, доля Diebold в России в течение последних лет последовательно снижается. Однако существуют альтернативные экспертные оценки, по которым на Diebold приходится около 12000 аппаратов (треть парка). "Мы не во всем согласны со статистикой RBR и провели переговоры о пересмотре методики анализа и расчетов. Компания RBR приняла возражения Diebold и планирует пересмотреть результаты исследования", - заявляют в представительстве Diebold.

Так или иначе, факт лидерства NCR никто не оспаривает. Генеральный директор компании "Эн. Си. Ар., NCR А/О" (официального представителя NCR) Константин Слащев заявил "Ко": "В России NCR - единственный глобальный производитель, который присутствует на рынке уже на протяжении 14 лет. Наша компания строит сервисную сеть, охватывающую практически всю территорию России".

За то время, пока NCR присутствует в России, многие банки просто привыкли к ее продукции и не хотят менять поставщика. Например, Альфа-банк предпочитает банкоматы NCR, но, как признался начальник управления систем самообслуживания и эквайринга Альфа-банка Павел Городенский, "по функциональности банкоматы основных производителей примерно одинаковы. А собственного опыта, позволяющего судить о надежности банкоматов Diebold, у нас нет".

Что касается качества и цены самих банкоматов, то они у ведущих производителей примерно одни и те же, и достоинства каждой модели уравновешиваются ее недостатками. "Банкоматы NCR надежны, это брендовая техника, - говорит главный специалист управления пластиковых карт Собинбанка Юрий Трофимов. - Однако у них трудно диагностировать локальную неисправность: если что-то меняется, то меняется в сборе, целым блоком. Это не всегда удобно. Что касается Diebold, то их банкоматы серии ix имеют очень большой срок службы, неприхотливы в эксплуатации и взаимозаменяемы. А вот модуль приема купюр Opteva на сегодняшний день требует доработки, что в принципе понимает и производитель, который занимается его усовершенствованием. Wincor Nixdorf производит надежные автоматы с хорошим дизайном, технологичные и ремонтопригодные. Но при этом, на мой взгляд, они перегружены софтовой начинкой, поэтому любое аппаратное изменение требует огромного числа программных добавлений. Это очень неудобно".

Перспектива - аутсорсинг

Жесткая конкуренция в настоящее время ведется не за качество самих банкоматов, а за качество их послепродажного обслуживания. И если к Diebold предъявляют претензии, то это претензии не к банкоматам, как таковым. "Один монопольный поставщик - "Ланит", очень низкое качество обслуживания, самые высокие цены на сервис", - такие недостатки нашел у Diebold руководитель управления факторинга КБ "Система" Сергей Бабичев.

В самой Diebold считают важнейшей перспективой своего бизнеса именно развитие сервисной составляющей. В компании рассчитывают со временем брать на себя все больше функций по обслуживанию банкоматов, начиная с заботы об их внешнем виде и кончая мониторингом и процессингом всей банкоматной сети, а также пополнение банкоматов деньгами и расходными материалами. Для российских банков, многие из которых инвестировали немалые средства в создание собственных процессинговых центров и инкассаторских служб, такой подход часто выглядит непривычным. Между тем в Германии банкоматы всех банков объединены в три крупные процессинговые системы.

В России, по данным RBR, для 8,7% банкоматов на аутсорсинг передано инкассирование, а для 24% - текущий ремонт. Но Виктор Джохадзе убежден, что логика развития бизнеса будет все больше подводить банки к мысли о передаче функций по управлению и обслуживанию банкоматов на аутсорсинг. Именно на этом направлении Diebold ожидает расширения своего бизнеса.

Впрочем, в любом случае в ближайшие несколько лет места на отечественном рынке банкоматов хватит всем участникам - поскольку он растет очень быстрыми темпами. За последние 5 лет количество установленных устройств в России выросло в 4 раза - с 9000 до 36 000. При этом банкоматов в стране, по мировым меркам, не очень много. На 1 миллион населения в России приходится 256 банкоматов, в то время как в Европе этот показатель равен 278. Между тем в России банкоматов должно быть даже больше, чем у восточноевропейских соседей, поскольку у нас огромное значение имеет наличный денежный оборот. "Импорт банкоматов, безусловно, будет нарастать, поскольку Россия остается страной, предпочитающей наличные: до 90 процентов операций по картам" - уверен Дмитрий Павлейчук из Москоммерцбанка.

Заменитель человека

Что касается перспектив рынка, то эксперты уверены, что его развитие пойдет по пути удорожания отдельного банкомата. Банкоматы не являются стандартизированной продукцией. С каждым банком производителю приходится обсуждать модифицикацию необходимого ему устройства. Изготавливают банкоматы только под конкретный заказ. Цена одного аппарата в зависимости от спектра выполняемых им функций может колебаться от $12 000 до $60 000. Для большинства россиян банкомат - это прежде всего устройство по выдаче наличных денег. Между тем потенциально банкоматы могут справиться едва ли не со всеми банковскими операциями, которые выполняют сотрудники банков. На Западе с конца 1990-х годов стало привычным через банкоматы оплачивать коммунальные счета, мобильные телефоны, пополнять собственный банковский счет, обменивать валюту. В России банки в большинстве своем еще не привыкли доверять машинам столь важные функции. По данным Retail Banking Research, из 36 000 устройств принимать платежи по кредитам были способны около 3000, считывать штрих-коды с финансовых документов - около 1000. По оценке Сергея Бабичева, многофункциональные банкоматы составляют не более 5% российского парка. Но это - пока.

По мнению Виктора Джохадзе, насколько бы дорогим ни был многофункциональный банкомат, его установка в любом случае обойдется банку дешевле, чем открытие нового отделения. Многим российским кредитным организациям предстоит с нуля открывать отделения, для чего необходимы огромные инвестиции. На этом фоне создание сети банкоматов становится дешевым альтернативным способом донесения своих услуг до клиентов. Именно поэтому в России ускоренными темпами растет количество банкоматов, установленных за пределами банковских офисов: если в 2002 году доля таких аппаратов составляла 42% от общего числа, то в 2006 году - уже 65%. Это гораздо больше, чем на Западе. Но чтобы расширять с помощью банкоматов свою розничную сеть, их надо "научить" заменять обычные банковские филиалы. В частности, расширение сферы потребительского кредитования требует развития сетей банкоматов, способных принимать платежи по кредитам, - иначе заемщикам гарантированы очереди в банковских отделениях. "Успешное развитие кредитных продуктов невозможно без широкой сети устройств, обеспечивающих удобство погашения кредитов", - отмечает Павел Городенский из Альфа-банка.

"Банкоматы эволюционируют от элементарных машин для выдачи банкнот к сложным пользовательским терминалам, позволяющим круглосуточно и без выходных практически повсеместно получать банковские услуги, - уверен Константин Слащев из NCR. - Банкоматы будущего будут уметь более комплексно работать с наличными (проверять и распределять получаемые купюры, переснаряжать ими кассеты), через банкомат можно будет осуществлять денежные переводы, получать детальные выписки по счетам, оплачивать услуги и производить налоговые или благотворительные отчисления, покупать через них билеты в кино, театры, транспортные карты..."

Именно поэтому Dibold делает ставку именно на многофункциональное оборудование. По мнению Виктора Джохадзе, в перспективе банкоматы российских банков станут обладать даже большим числом функций, чем на Западе - именно потому, что они должны заменять целые филиалы. Dibold, например, являлась пионером в производстве банкоматов, способных выполнять валютообменные операции. Именно благодаря банкоматам Diebold, производящим обмен иностранной валюты и при этом дающим сдачу монетами, ряду банков удалось выиграть тендеры на оборудование банкоматами московских аэропортов.

nbsp;RIN 2000-