Российская Информационная Сеть
4 июля, 13:41

Обменные пункты жульничают с курсами и делают бизнес на рассеянности клиентов

Обменные пункты жульничают с курсами и делают бизнес на рассеянности клиентов В соответствии с действующим законодательством коммерческий банк имеет право устанавливать разные курсы валют - скажем, одни для небольших сумм, а другие для крупных, одни для обменных пунктов, расположенных в центре города, а другие для тех, что на окраине.

В материале "Комсомолки" рассказывалось об обменных пунктах, которые завлекают клиентов, выставляя у входа рекламные щиты с льготными курсами обмена валюты. Но когда человек подходит к окошку, деньги ему меняют совсем по другому курсу, так как тот, что указан на щите, предназначен только для конвертации крупных сумм.

Подобного рода ситуации возникают в результате того, что некоторые банки пользуются неопытностью большинства россиян в области совершения банковских операций и, в частности, тем, что они не всегда сверяют рекламную информацию с официальными данными.

В соответствии с Инструкцией Банка России официальная информация должна содержать сведения обо всех действующих курсах валют, а также условиях их применения и быть вывешенной на видном месте в обменном пункте. Ее отсутствие - это нарушение.

В рамках контроля за деятельностью пунктов обмена валюты Московское ГТУ осуществляет инспекционные проверки их работы и добивается устранения выявленных нарушений. Например, по каждой из 102 письменных жалоб, поступивших в прошлом году от клиентов обменных пунктов, от банков были затребованы объяснения и план мероприятий по устранению причин, вызывающих нарекания.

По жалобам граждан проводятся внеплановые проверки, и, если выявляются нарушения, к банкам применяются предусмотренные действующим законодательством меры воздействия в виде предупреждений, предписаний и штрафов.

Помимо этого, Московское ГТУ Банка России направило во все кредитные организации Московского региона письмо, в котором было указано на необходимость обеспечить гражданам равный доступ к информации обо всех курсах, применяемых обменным пунктом.

В случае выявления систематических нарушений предоставления гражданам всей полноты информации Московское ГТУ Банка России будет рассматривать вопрос о введении ограничений на проведение банком операций с наличной валютой.

Что должно быть в обменном пункте

На стенде или в ином доступном для клиента месте должны быть указаны:

курсы иностранных валют по отношению к рублю и кросс-курсы, используемые при операциях с наличной валютой и чеками, а также условия их применения;

наименование, адрес и телефон банка, открывшего обменный пункт, режим работы обменного пункта;

перечень операций с иностранной валютой и чеками, которые этот пункт осуществляет;

копия положительного заключения Банка России по месту открытия обменного пункта;

выписка из тарифов банка (филиала) о размерах комиссионного вознаграждения за операции с наличной валютой и чеками, заверенная подписью руководителя этой организации и скрепленная ее круглой печатью;

информация для обращений и жалоб, связанных с работой обменного пункта.

Кому жаловаться

Если в обменном пункте представлен неполный комплект документов или операции обмена валюты выполняются с нарушением правил, рекомендуем обращаться в следующие организации:

1. В банк, который открыл этот пункт и обязан контролировать его деятельность.

2. В территориальное управление Банка России. Для московского региона - это Московское ГТУ Банка России. Обращаться следует:

с письменным сообщением по адресу: 115035, Москва, ул. Балчуг, д. 2, Московское ГТУ Банка России, Валютное управление;

с электронным сообщением по адресу: www.cbr.ru/regions/usersmessage;

по телефонам (495) 742-88-17, 742-88-18: ваше сообщение о характере выявленного нарушения будет принято в автоматическом режиме, зарегистрировано в специальном журнале для последующей обработки и реагирования - автоматическая запись позволяет точно зафиксировать сообщение и, если нужно, прослушать его не один раз;

можно также обратиться к оператору "горячей линии" Московского ГТУ по телефону (495) 950-09-40.

3. Если вы столкнулись с прямым обманом и мошенничеством со стороны сотрудников обменных пунктов или лиц, выдающих себя за них, то рекомендуем сразу обращаться в правоохранительные органы, поскольку подобные действия относятся к их компетенции.

ОТКЛИКИ

Как еще мухлюют кассиры

В ответ на публикацию пришли рассказы от читателей и о других способах "сравнительно честного отъема денег у населения".

Олег:
Еще в обменниках фишка такая есть. Перед тобой пересчитывают деньги, кладут в лоток, а одну купюру ставят ребром к задней стенке. Если пересчитываешь и спрашиваешь, а где ХХХ рублей, девушка с невинным лицом говорит: смотрите внимательнее лоток. А если не пересчитываешь, тогда им навар выходит.

Скрудж:
Нужно было поменять больше $10 000. Выяснил, что в 4 из 5 ларьков с льготным курсом на Профсоюзной улице не было столько наличных долларов. А меньшую сумму меняют, естественно, по "правильному" курсу.

Полар:
В обменник у ст. м. "Полежаевская" зашел утром в субботу продать евро. Курс 34,99. Вопрос: почем купите? Ответ: вообще-то у нас сегодня 32,4, но я (!) могу взять у вас за 33,5... А если у вас с собой больше тысячи, они вам скажут, что льготный курс у них не от тысячи, а от десяти тысяч. Проверено!

Свидетель:
А в Сбербанке каждую иностранную купюру разве что не на зуб пробуют и при малейшей потертости тут же на 4% снижают курс покупки.

DDD:
Мне подсунули 200 долларов фальшивых. Приехал домой, обнаружил, вернулся через час - кассирша проверила и сказала, что они нормальные и вообще это не она мне их выдала. Попросил: если нормальные, поменяйте! Отказала - только снова продать. Я согласился, но кассирша сказала, что теперь новый курс покупки - он изменился за час на 3 рубля! То есть потеря 600 руб.!

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Обман в рамках закона

В общем, обманывают нас "в соответствии с действующим законодательством". И обменники могут менять курс как им вздумается, чтобы "привлекать клиентов". Здорово!

Вот только, если магазин в рекламе напишет, что продает докторскую колбасу по одной цене, а на полку ее выложит по другой, у такого "привлекателя" могут быть серьезные проблемы.

И Общество защиты прав потребителей занервничает. И проверяющие из Роспотребнадзора подтянутся. А в обменниках, выходит, всякая кассирша может свой курс установить?

Хотя не нужно напряженной работы мысли, чтобы понять: ни один человек в здравом уме не будет менять деньги по курсу, заниженному по сравнению с курсом Центробанка на целый рубль! Поэтому-то и выставляют на уличных щитах курс "льготный" (на самом деле реальный, по которому меняют в кассах банков), а жульнический "прячут".

И главная задача таких обменников - как раз подловить клиентов. Разве делать бизнес на том, что человек что-то не заметит, в чем-то не разберется, правильно? Разве это не есть жульничество?

Но, может, я чего не понимаю?

nbsp;RIN 2000-