Российская Информационная Сеть
5 июля, 15:30

В Восточной Европе и странах бывшего СССР начался новый переходный период

В Восточной Европе и странах бывшего СССР начался новый переходный период Со времен падения Берлинской стены и распада СССР 28 стран, образовавшихся на месте бывшего советского блока - от России и Казахстана на востоке до Албании, Черногории и Чешской Республики на западе - пережили перемены поистине исторического масштаба.

За политическим переходным периодом начала 1990-х последовали всеобъемлющие экономические реформы, которые принесли многим из этих стран экономический рост и прогресс.

Сегодня в Восточной Европе и странах бывшего СССР начался новый переходный период, не уступающий по масштабу политическим и экономическим переменам последних 17 лет.

Речь идет о быстром `старении` четырехсотмиллионного населения бывших социалистических стран, в результате которого к 2025 г. процент пожилых людей в этом регионе будет одним из самых высоких в мире. По прогнозам, в ближайшие 20 лет его общее население сократится почти на 24 миллиона человек (только в России его численность уменьшится на 17 миллионов). К 2025 г. в девяти странах Восточной Европы и бывшего СССР - от Казахстана до Словакии - люди старше 65 лет будут составлять от 20 до 25% населения. Так, в Боснии к этому моменту число граждан старше 65 удвоится по сравнению с 2000 г., а возраст среднестатистического словенца достигнет 47 лет - население этой страны станет одним из самых `старых` в мире.

Этот `третий переходный период` не имеет прецедентов - никогда еще в недавней истории странам, где зрелые институты рыночной экономики еще только формируются, не приходилось сталкиваться со столь стремительным старением населения. К примеру, по уровню среднедушевого дохода Грузия - число ее жителей к 2025 г. по сравнению с 2000 г. должно уменьшиться почти на 20% - сравнима с Руандой и Мозамбиком.

Сочетание этой демографической тенденции с незавершенностью переходного периода в экономике может коренным образом изменить социально-экономическую ситуацию в этой группе стран. Они рискуют столкнуться с резким увеличением государственных расходов для выплаты пенсий (традиционно значительных) все большему числу пожилых людей, и финансирования системы ухода за престарелыми. Кроме того, в этих государствах могут снизиться темпы роста - ведь численность трудоспособного населения сократиться, а потенциальный объем накоплений у пожилых людей меньше, чем у работающих.

Авторы доклада, подготовленного недавно Всемирным банком, предупреждают: без принятия должных мер это превращение `красных в седых` представляет угрозу экономике региона. К такой перспективе политики - как в странах бывшего соцлагеря, так и на Западе - должны отнестись со всей серьезностью.

Утешает тот факт, что у большинства стран региона, при условии опережающего проведения реформ, еще есть время, чтобы решить проблему роста государственных расходов. В сфере пенсионного обеспечения этого можно добиться политическими мерами - скажем, повышением пенсионного возраста, который в этом регионе весьма низок. А если учесть, что долговременный уход за престарелыми обходится дороже всего при их содержании в больницах, соответствующие расходы можно сократить за счет инвестиций в улучшение здоровья населения и принятия мер по поддержке социальных работников, обслуживающих пожилых людей на дому.

Если начать реализацию этих разумных долгосрочных мер уже сегодня, многим странам региона удастся поддерживать устойчивость госбюджета в условиях старения населения. А проблему сокращения числа работающих можно облегчить энергичными шагами по увеличению производительности труда - к примеру, доведя до конца незавершенную программу реструктуризации предприятий, создав гибкую систему профтехобразования, позволяющую работникам повышать квалификацию в течение всей своей трудовой деятельности, и развивая инновационную составляющую экономического роста.

Задачи, стоящие перед реформаторами в странах бывшего Восточного блока, ясны, необходимые шаги хорошо известны. Главное - вовремя их реализовать: опасность представляет лишь благодушное отношение к проблеме.

Что же касается политического руководства западноевропейских государств, то и им следует уделять большое внимание тенденции к старению населения в странах Восточной Европы и бывшего СССР. Когда восточноевропейцы `постареют`, а рост уровня жизни в регионе побудит многих мигрантов вернуться на родину, в распоряжении таких стран ЕС, как Британия, Франция и Германия, будет все меньше `польских сантехников` и молодых выходцев с Востока, которые сегодня работают во многих лондонских пабах и строят дома в Дублине, удовлетворяя потребность Запада в рабочей силе. В будущем странам ЕС, возможно, придется искать молодых работников в других регионах.

Три наиболее вероятных источника, позволяющих удовлетворить этот растущий спрос, находятся несколько дальше от Западной Европы - это Турция, Центральная Азия и Северная Африка, где уровень рождаемости по-прежнему высок, а перспектива получить работу на Западе привлекает многих.

nbsp;RIN 2000-