Российская Информационная Сеть
12 июля, 09:09

Аналитики: В России скверное госуправление сопровождается высоким уровнем коррупции

Аналитики: В России скверное госуправление сопровождается высоким уровнем коррупции Всемирный Банк опубликовал доклад о качестве государственного управления в 212 странах мира, в том числе в России и странах СНГ. За 10 лет, с 1996 по 2006 год,
в России, как следует из доклада, прогресса не было.

Она по-прежнему соседствует с африканскими странами и такими "великими энергетическими державами", как Венесуэла и Иран.

Основной вывод доклада под названием "Качество управления имеет значение: показатели эффективности госуправления в мире за 1996-2006 годы" - в среднем качество госуправления за последнее десятилетие почти не изменилось.

О России, отмечает "Коммерсант" с ссылкой на доклад, говорится как о стране, где качество управления за последние десять лет фактически не изменилось. Впрочем, оно осталось неизменным и в таких странах, как Италия, Бразилия, Индия и Китай.

"Внушает надежду то, что значительное количество африканских стран демонстрирует значительные перемены. Улучшение государственного управления имеет первостепенное значение для повышения эффективности помощи и устойчивого развития",- говорит один из авторов доклада Даниэль Кауфманн.

Он утверждает, что суммарный объем взяток в мире оценивается в один триллион долларов, а коррупция особенно тяжела именно для жителей беднейших стран.

Показатели эффективности государственного управления были получены на основе статистического и эконометрического анализа данных 33 источников, включая "мнения десятков тысяч респондентов", статистические исследования неправительственных организаций и официальную статистику. В докладе утверждается, что математическая точность оценок показателей составляет порядка 90%.

Методология Всемирного банка включает шесть показателей, характеризующих госуправление: учет мнения населения и подотчетность государственных органов, политическая стабильность и отсутствие насилия, эффективность работы властей, качество законодательства, верховенство закона и борьба с коррупцией. Россия не достигла заметного прогресса ни по одному из них.

При подготовке доклада была использована система оценки, непривычная для бывшего советского человека, - по семибальной шкале, где 1 - высшая оценка (это означает, что рейтинг государства в данной категории составляет 90-100%), 7 - низшая (0%, государство является абсолютно худшим в данной категории). "Двойка" означает рейтинг 75-90%, "тройка" - 50-75%, "четверка" - 25-50%, "пятерка" - 10-25%., "шестерка" - (0-10%).

Рейтинг постсоветских государств выглядит следующим образом:

Российская Федерация. "Пятерка" за "Эффективность работы правительства" и "Качество законодательства", остальные "шестерки".
Беларусь. Низший 7-й балл получен по показателям "Учет мнения населения" и "Качество законодательства".

"Шестерка" за "Эффективность работы правительства", "Верховенство закона" и "Качество законодательства", "тройка" - за "Политическую стабильность".
Украина. Все "пятерки".

Молдова. "Шестерка" за "Эффективность работы правительства", остальные "пятерки".

Армения: "Четверки" по четырем категориям ("Учет мнения населения", "Политическая стабильность", "Верховенство закона" и "Борьба с коррупцией"), "тройки" - по оставшимся двум ("Эффективность работы правительства" и "Качество законодательства").

Азербайджан: "Шестерки" по четырем категориям ("Учет мнения населения", "Политическая стабильность", "Верховенство закона" и "Борьба с коррупцией"), "четверки" - по двум ("Эффективность работы правительства" и "Качество законодательства").

Грузия. "Шестерка" за "Политическую стабильность", "тройка" - за "Эффективность работы правительства", остальные категории получили "четверку".

Казахстан. "Пятерки" получили "Политическая стабильность", "Эффективность работы правительства" и "Качество законодательства", остальные получили "шестерки" (вторая худшая оценка).

Кыргызстан. "Пятерки" за "Учет мнения населения" и "Качество законодательства", "шестерки" - за четыре остальные категории.
Таджикистан. Все "шестерки".

Туркменистан. Все "семерки", "Политическая стабильность" получила "четверку".

Узбекистан. "Шестерки" за "Эффективность работы правительства" и "Борьбу с коррупцией", остальные "семерки" (низший балл).

Латвия. "Двойка" за "Качество законодательства", остальные - "тройки".

Литва. "Тройки" за "Верховенство закона" и "Борьбу с коррупцией", остальные "двойки".

Эстония. Высший балл ("единица") за "Качество законодательства", "тройка" - за "Политическую стабильность". Остальные четыре показателя получили "двойку2.

Как отмечается в докладе, некоторым развивающимся странам удалось достичь заметного прогресса в учете мнения населения и подотчетности госорганов достигли, например, Индонезия, Кения, Нигер и Сербия. Более политически стабильными стали Алжир, Ангола, Ливия и Руанда.

Эффективность правительства улучшилась в Афганистане, Гонконге, Алжире и КНДР. Улучшилось качество законодательства в Армении, Конго, Словакии и Таджикистане, а принцип верховенства закона стал преобладать в Алжире, Ливии, Сербии и том же Таджикистане. Большего контроля над коррупцией добились в Сербии и Танзании.

В исследовании математически доказывается взаимосвязь между качеством государственного управления и коррупцией. Например, в США, Канаде, Португалии, Венгрии и Коста-Рике, где высоко качество госуправления, низок уровень коррупции, а чиновники подотчетны обществу.

В России же наряду с Египтом, Пакистаном, Ираном и Венесуэлой низкое качество государственного управления сопровождается высоким уровнем коррупции и низкой подотчетностью власти.

По показателю "учет мнения населения и подотчетность государственных органов" лидирует Финляндия, а Россия находится рядом с Зимбабве. Подобное положение Россия занимает и по показателям эффективности государства и верховенства закона, деля места в рейтинге с Ганой и Венесуэлой.

Комментирую доклад Всемирного банка, политолог Владимир Филин сказал:

"В целом, рейтинги России вполне объективны в том плане, что реального прогресса за десять лет достигнуто не было.

Снижение качества госуправления вытекает, прежде всего, из кадровой политики Кремля, основанной на принципе негативной селекции и базирующейся двух "китах" - либо на факте принадлежности соискателя должности к "питерской команде", либо на его готовности в буквальном смысле слова купить должность за крупную сумму денег.

Коррупция за десять лет тоже не снизилась, а наоборот, приобрела еще более системный и организованный характер. Ответственность чиновников за последствия принимаемых ими решений, наоборот, практически отсутствует.

Единственное, в чем очевиден прогресс - это политическая стабильность. Но это целиком полностью заслуга высоких цен на нефть на мировом рынке. Если в 1998 году они падали до 8-9 долларов за баррель, то сейчас они составляют 74 доллара за баррель, то есть возросли почти десятикратно.

Благодаря этому у власти появилась возможность затыкать частью этих нетрудовых сверхдоходов очаги недовольства, кидать народу подачки. Но этом и базируется хваленая путинская стабильность, которая закончится на следующий же день, как цены на нефть упадут. А это рано или поздно произойдет".

nbsp;RIN 2000-