Российская Информационная Сеть
17 июля, 15:06

Эксперт: России выгоден конфликт с Британией

Эксперт: России выгоден конфликт с Британией Обострение отношений между Россией и Великобританией в связи со скандалом вокруг дела Ливиненко и выдачи гражданина РФ Андрея Лугового может оказаться затяжным и привести к полному разрыву дипломатических отношений.

Как заявили корреспонденту РИА "Новый Регион" ведущие российские политические эксперты, в этой ситуации можно ждать новых шпионских скандалов, экономических санкций, а также очередного "покушения" на жизнь Березовского и Закаева. Причина же эскалации конфликта может крыться в том, что новый британский премьер Гордон Браун хочет таким образом продемонстрировать, что он не хуже, чем Тони Блэр.
Игорь Бунин, генеральный директор Центра политических технологий:

"У России и Британии уже давно плохие отношения, сейчас они стали еще хуже. Это связано с тем, что Лондон стал прибежищем эмигрантов, которых Россия требует выдать. Речь идет о Закаеве и Березовском. Это первая причина. Вторая - связана с тем, что не удалось урегулировать проблему Ковыкты в пользу BP. Британская компания вынуждена была согласиться на участие Газпрома в этом проекте. Это фактор, который также раздражал британские власти. Сказалось выступление британского посла на конференции "Другой России", на что движение "Наши" отреагировало в достаточно жесткой форме. Все это создало еще более негативную атмосферу. При этом общих геополитических и экономических интересов у нас нет. Англия - союзник США. Крупных совместных проектов, за исключением ТНК-ВР, тоже не очень много.

Дело Литвиненко просто ухудшило существующие отношения. Требование Британии об изменении Конституции России явно не совсем логично. Англия стала вести себя с Россией как с непризнанной страной, например, как с Северной Кореей.

В этом конфликте сказывается позиция нового британского премьера, которому нужно показать себя твердым и сильным политиком. Сейчас он столкнулся с мусульманскими фанатиками, взрывами, и пытается отыграться на совершенно другом фронте, и показать, что он ничем не хуже, чем Блэр.

Все это привело к такому противостоянию. Россия, конечно, ответит симметрично. Некоторые говорят, что планируется высылка 6 британских дипломатов, но я думаю, что дело ограничится четырьмя. Надеюсь, дальше будет брать верх некое рациональное начало, и на этом конфликт остановится".

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы:

"Моя точка зрения о конфликте России и Британии похожа на позицию раввина из известного анекдота: и ты, Мойша, прав, и ты, Беня, прав. У каждой стороны есть свои аргументы, и те и другие выглядят достаточно адекватными. Правовая ситуация допускает двоякие толкования, поэтому я думаю, что здесь скорее вопрос политического торга и политической целесообразности.

Россия опасается, что безотносительно к реальной фактуре, суд над Луговым будет превращен в суд над Россией. Естественно, в этой ситуации выдавать Лугового было бы неразумно. Тем более что Великобритания является одной из тех стран, которая занимает жесткую позицию по отношению к России.

Я думаю, что это будет вялотекущая продолжительная история, которая вряд ли будет иметь какую-то четкую точку. Все будет долго и нудно".

Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ:

"Оценивая этот конфликт, нужно в первую очередь отметить, что это конфликт не Россия - Великобритания, а Великобритания - Россия. Мы вообще-то с Британией не ссорились, они ссорятся с нами. Британия сейчас хочет выпутаться из той ситуации, в которую она сама себя загнала. Вокруг дела Литвиненко слишком много пиара, а выхода на основе серьезных доказательств вины Лугового, и тем более его связи с российской властью, у них нет. Поэтому они максимально политизируют ситуацию для сохранения собственного лица.

Возьмем Лугового. О нем любят говорить, что он бывший сотрудник КГБ. Это примерно то же самое, если на похоронах Бориса Николаевича Ельцина сказать про него, что он бывший кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, забывая о том, что он первый президент России. Так и в случае с Луговым. Он, прежде всего, бывший сотрудник Березовского, а уже в десятую очередь - бывший работник КГБ. А когда произносится такая фраза, все поворачивается в совершенно другую сторону, что для англичан не выгодно, учитывая их бесконечную волынку с выдачей Березовского.

У меня такое впечатление, что сейчас будет бурное политизирование ситуации для того, чтобы прикрыть прорехи в юридическом оформлении этого процесса, а потом наступит тишина, и будем спокойно жить дальше".

Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии:

"Откровенно говоря, этот конфликт напоминает советские времена, как будто мы живем в СССР. Конфликт связан не столько с дипломатическими ведомствами. Мне кажется, что Лондон, пойдя на этот шаг, тем самым решил продемонстрировать западным странам, что он является главным противником России и центром организации антироссийской политики со всеми вытекающими последствиями.

Безусловно, у Лондона есть серьезные претензии к России, и они, на мой взгляд, справедливы. Я не понимаю, почему наша Генпрокуратура не стала взаимодействовать с британской по делу Лугового: можно было хотя бы съездить туда, поговорить, изучить материалы по этому делу. Можно было найти иную тональность в этом вопросе. Обострение отношений может наложить отпечаток и на экономическую составляющую.

Но России выгодно такое обострение. За последний год вектор нашей внешней политики четко ориентирован на поиск внешних врагов в разных местах. Сейчас из 17 стран, с которыми мы граничим, с большинством у нас отношения, мягко говоря, не самые солнечные. Похоже, что высшие чиновники в ходе подготовки к выборам приняли решение играть на негативе, найти врагов - внутренних и внешних, и пугать людей, чтобы представить нужного кандидата и партию, которые могут всех защитить. Я надеялся, что у нас впервые в новейшую историю избирательная кампания будет построена на позитиве. Тем не менее, опять выстраивается негативная схема.

Как это все разрешится? Наверное, с нашей стороны последует адекватный ответ: будет выслано не 4, а больше английских дипломатов. Возможны шпионские скандалы. Сейчас нам будут показывать фильмы, как в России работают иностранные шпионы.

Сейчас конфликт находится в самой начальной стадии. Пик конфликта еще впереди. Как он будет выглядеть, сейчас сказать сложно. Но я не исключаю, что в ответ на введение ограничения на получение виз для российских чиновников, подобные меры будут приняты и с нашей стороны. И если эти меры затронут еще и интересы бизнеса, Британия может отозвать из России свои торговые представительства, посла, что является одной из составляющих демонстрации характера отношений между странами. Самый пик конфликта может быть спровоцирован и по-другому: например, если вдруг будет совершено покушение на Березовского или Закаева. Думаю, что Березовский, как человек умный, может начать подобного рода игру, сказать, что его чуть не убили. Ему сейчас все карты в руки.

Все это может произойти в разгар избирательной кампании, условно говоря, в октябре-ноябре, поскольку наша внешняя политика ориентирована на внутреннего потребителя. Но выборы пройдут, и конфликт завершится сам собой. Но пока он будет развиваться в сторону эскалации.

В этой ситуации достаточно жесткая позиция России объяснима. Но с другой стороны, - все равно же договоримся. Той стадии взаимоотношений между Россией и Западом, которая была в 1970-80-е годы, не будет. Экономики не позволят. Сейчас другой мир".

nbsp;RIN 2000-