Российская Информационная Сеть
22 июля, 11:46

Латвия обходит Россию по затее о строительстве канала Херсон - Рига

Латвия обходит Россию по затее о строительстве канала Херсон - Рига Латвия готова собирать подписи для проведения референдума в поддержку строительства канала Херсон - Рига, который должен соединить Балтийское и Черное моря.

По предварительным данным, по каналу можно будет перевозить более 240 млн тонн груза, что в два раза превысит загрузку латвийских портов.

Стоимость проекта оценивают приблизительно в 10 млрд долларов, однако организаторы обещают, что прибыли проекта будут крайне высокими.

Латвия готова взяться за реализацию грандиозного проекта по сооружению нового водного пути Днепр - Даугава. Проект уже концептуально одобрен ЕС. Однако теперь организаторам необходимо заручиться поддержкой населения.

"Это явный имиджевый политический ход, цель которого - надавить на Россию по ряду вопросов"

"Проект оценивается в 10 млрд долларов, и его реализация займет около 10 лет. За это время сменится не одно правительство, а также руководство банков. Поэтому мы должны заручиться поддержкой народа, затевая проект, который может принести Латвии миллиардные прибыли", - пояснил в интервью газете Dienas Bizness представитель товарищества "Новый шелковый путь" Харальд Эрмалис.

По предварительным данным, по каналу Херсон - Рига можно будет перевозить более 240 млн тонн груза, что в два раза превысит загрузку латвийских портов. Портов на Балтике действительно не хватает, так что посильная поддержка в виде подобного проекта, казалось бы, как нельзя кстати.

Идея создания водного пути Херсон - Рига родилась еще в прошлом веке. "Соединение Балтийского и Черного морей имело бы громадное значение для международной торговли и для портов на Балтийском море, и для Херсона в частности... Водный путь Рига - Херсон произвел бы радикальный переворот", - так в 1914 году писал некий Бруно фон Гернет в своем докладе, составленном по поручению Рижского биржевого комитета.

Впервые речь о том, чтобы обеспечить странам Балтии легкий доступ к Суэцкому каналу, зашла аж в 1891 году. Его автором был бельгийский инженер Густав Дефосс, а в 1904 году ему вторил русский военный инженер В. фон Руктешель. Затея также получила концептуальное одобрение, однако специальная комиссия сочла оба проекта невыполнимыми с технической точки зрения.

Затем проектом вроде бы заинтересовались в Париже в обществе "капиталистов и инженеров" под предводительством герцога де Бриссака. Но грандиозным планам не суждено было сбыться: началась Первая мировая война, и о проекте надолго забыли. О нем ненадолго вспомнили в Советском Союзе, но реально проект "Херсон - Рига" стал интересен лишь в 2002 году в Латвийском фонде развития среды и энергетики LAVERA.

Было проведено новое исследование, но результаты, несмотря ни на что, остались спорными - проект осуществим, но технически очень сложен. Так же, как и век спустя.

Тем не менее идея до сих пор будоражит умы и сердца современников. Нынешние организаторы проекта - товарищество "Новый шелковый путь", часть участников которого некогда входило в общество LAVERA, надеется, что на этот раз курс взят в правильном направлении.

Первая задача, с которой предстоит справиться современным активистам, - это заручиться поддержкой сограждан, то есть провести референдум. А это очень непростая процедура. Напомним, что процедура референдума в Латвии состоит из трех основных частей. Чтобы начать разговор, необходимо собрать 10 тыс. подписей жителей Латвии или подписи 34 депутатов сейма (1/4 часть).

Если первый уровень пройден успешно, то избирательная комиссия создает участки, на которых в течение двух недель необходимо собрать от 120 до 140 тыс. подписей, или 10% от числа граждан, пришедших на прошлые выборы. И если на первом этапе есть два варианта развития событий, то на втором уровне может быть только один ответ. Как правило, все призывы к проведению референдума обрываются именно на этой ступени. Но если ее все-таки удается перешагнуть, то Центральная избирательная комиссия объявляет дату референдума. Должен быть собран кворум. Референдум считается состоявшимся, если проголосовала половина избирателей.

За всю историю Латвии кворум удалось собрать один единственный раз по так называемым "окнам натурализации". Тогда национальная партия сделала грамотный политический ход, да и кворум совпал с выборами в парламент.

"В Латвии не получается провести референдум по вопросам, которые касаются насущных проблем, - рассказал газете ВЗГЛЯД депутат латвийского сейма, сопредседатель партии "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) Юрий Соколовский. - Так, на последнем референдуме две недели назад по вопросу о внесении поправок в закон о национальной безопасности и сосредоточении контроля над службами госбезопасности в руках премьер-министра нам удалось собрать подписи лишь 25% избирателей.

А проект Херсон - Рига - это не та проблема, которая занимает умы наших граждан. Заявление латвийских организаций о готовности взяться за подобный проект - это прежде всего возможность заявить о себе. Непонятно, откуда будут браться деньги. Кроме того, проведение новой водной артерии наверняка заинтересует экологов. На мой взгляд, новость такого рода - это камень, брошенный в толпу в условиях информационного голода".

Проект действительно может привлечь самое пристальное внимание экологов и вызвать множество вопросов к организаторам. "Идея соединения северных и южных водоемов уже не раз мелькала в различных кругах, - комментирует директор Гильдии экологов Вячеслав Владимирович Паньков. - В любом случае, такой проект неизбежно отразится на климате.

Даже если предположить, что он осуществим, экологам предстоит огромная работа, чтобы обезопасить флору и фауну региона от пагубных последствий. Однако на первый взгляд проект кажется нереальным".

Для России строительство нового канала едва ли грозит серьезными последствиями. "На России строительство канала не отразится, - рассуждает главный стратег финансовой корпорации "Уралсиб" Антон Табах. - Если бы в Латвии строили новый трубопровод, то ситуация сложилась бы не в нашу пользу".

В целом в России заявление Латвии о грандиозной затее расценивают без особой экспрессии. "Это явный имиджевый политический ход, цель которого - надавить на Россию по ряду вопросов.

Один из них - перенос грузопотоков из стран Балтии, в частности из Эстонии, на более дружественные территории. На мой взгляд, основная цель данной акции - укрепить отношения с Россией и не допустить подобного развития событий", - резюмировал Дмитрий Абзалов из Центра политической конъюнктуры.

nbsp;RIN 2000-