Российская Информационная Сеть
26 июля, 11:51

Три критических периода начинающегося бизнеса

Три критических периода начинающегося бизнеса Научные статистические исследования выявили, что начинающийся бизнес имеет определенно выраженные критические периоды: 1 год, 3 года, 5 лет.

Предприятие развивается по стадиям и в конце каждого этапа либо проходит определенную метаморфозу и переходит в следующую фазу в новом качестве (как гусеница превращается в бабочку), либо погибает.

Кроме статистически выявленных этапов есть еще один - латентный период: период до государственной регистрации юридического лица. Молодое предприятие подвержено определенным болезням роста. Каждый случай индивидуален, но могут быть прослежены повторяющиеся ситуации.

Таких ситуаций - множество (гораздо больше трех), но здесь я описываю только три наиболее ярких синдрома. Летальный исход наступает тогда, когда предприниматель не замечает кризисной ситуации и, действуя по старому и уже неприемлемому шаблону, совершает принципиальную ошибку.

Ошибка 1. "Светобоязнь"

Светобоязнь - типичное поведение предпринимателя из народа. Начиная с домашнего бизнеса, шабашки и т.п., он первоначально не знаком ни с экономической теорией, ни с бухгалтерией, ни с законодательством.

Поэтому он, естественно, испытывает некоторый страх и недоверие к неизвестному. Он считает, что наличные - это деньги, а безнал - не те деньги. Мысль о налогах вызывает у него ужас, а государственная регистрация представляется кабалой, концом предпринимательской свободы.

Его работа не имеет перспективы в росте. Не зная бухгалтерии и утаивая налоги, предприниматель может создать для себя льготные условия. Но рынок - коварная система. Предприниматель сбивает цены, но сверхприбылей не получает, так как окружен такими же, как и он - конкурентами.

Поработав в такой системе некоторое время, предприниматель, может быть, уже и не сможет подняться с этого дна: ведь для легализации и выхода в свет ему нужно поступиться частью дохода, которого... нет, ведь он работает на мизере, в его плотно рассчитанной калькуляции нет зазора для маневра.

Государственная регистрация - это не только лишние хлопоты и расходы. Регистрация одномоментно дает предпринимателю очень мощный актив - представительский статус предпринимателя (директора).

Не следует заблуждаться, думать, что такой статус сам по себе практически ничего не дает (хоть горшком назови, только в печку не ставь). В действительности, при любых деловых отношениях, переговорах в зависимости от статуса человек попадает либо в выгодную позицию менеджера, либо в невыгодную позицию работяги (даже если он работает самостоятельно и имеет хорошие доходы). Эта позиция устанавливается с первых секунд общения и имеет решающее значение.

Ошибка 2. "Смерть мотоциклиста".

Смерть мотоциклиста - типичная ситуация, в которую попадают малые и быстроразвивающиеся предприятия, проводящие политику агрессивного маркетинга. Агрессивная политика приоритетна для многих малых предприятий, поэтому ситуация повторяется достаточно часто.

Кредитуясь за счет предоплаты и предпродаж, такое предприятие быстро наращивает свои обороты, но при этом даже предоплата не решает проблему все возрастающих и все менее предсказуемых расходов. Любой предприниматель знает, как трудно предвидеть утечку денежного потока. Даже не в кризисной ситуации каждый день приносит нежелательные сюрпризы: то тому заплати, то за это заплати, то придуман новый сбор, платеж или начисление. А если предприятие быстро растет, эти непланируемые платежи могут задушить предприятие (так же как и при слишком слабой работе).

Специалисты по маркетингу называют цифру 20 % предельным показателем годового прироста оборотов. Не знаю, насколько эта цифра универсальна, скорее для разных стран, разных периодов и разных отраслей этот показатель будет сильно различаться.

Если прирост годового оборота предприятия превышает этот показатель, оно уподобляется мотоциклу, который движется со скоростью 80-100 км/час или быстрее. Мотоцикл становится практически неуправляемым, и маленький камешек, случайно попавший под колесо, может привести к катастрофическому падению.

Поэтому рост во многих случаях следует разумно ограничивать: тише едешь - дальше будешь.

Ошибка 3. День сурка

День сурка - ситуация опять же типичная для предпринимателя из народа. Как и для героя одноименного голливудского фильма, у него каждое утро - одного и того же дня. Он живет в бесконечной петле времени. Он умирает каждый день, но утром просыпается вновь живым, потому что этот день - не следующий, а тот же самый вновь и вновь повторяющийся день. Он каждый день трудится в поте лица, зарабатывает, а потом... покушал, попил, подал нищему в подземном переходе, и... утром начинается то же самое.

Предприниматель должен работать на перспективу. Во-первых, нет смысла повторять все время одно и то же. Творческий подход подразумевает перманентную перестройку. Во-вторых, и это самое главное, основная идея - многополярная концентрация капитала. Предпринимателю нет смысла работать в поте лица, чтобы положить наличку в карман, точно так же поступает наемный работник. Предприниматель прежде всего должен думать о капитализации прибыли. В России - это сложный вопрос, тем не менее, решать его нужно.

К сожалению, многие предприниматели продолжают придерживаться устаревшей политики нулевого расчетного счета в банке. Но жизнь требует изменения подходов, наверное, поэтому сейчас стала популярна книга Роберта Кийосаки "Богатый папа, бедный папа".

nbsp;RIN 2000-