Российская Информационная Сеть
30 июля, 09:27

АН-12 в "Домодедово" рухнул от старости

АН-12 в "Домодедово" рухнул от старости Грузовой АН-12 с бортовым номером РА93912 взлетел из аэропорта "Домодедово" в воскресенье в 4.10 утра.

Самолет компании ООО "Атран" шел по маршруту Москва - Омск - Братск -Комсомольск-на-Амуре. Экипаж из семи человек вез на Дальний Восток девять тонн оборудования.

Но, набирая высоту, АН-12 успел отлететь от взлетно-посадочной полосы только на четыре километра и подняться на 300 метров: в 4.16 он рухнул между Домодедовским кладбищем и деревней Семивраги. Пятнадцать тонн керосина в баках рванули сразу, обломки самолета разметало в радиусе километра.

Единственными очевидцами катастрофы стали работники кладбища, услышавшие резкий хлопок и увидевшие столб огня. Вскоре на место падения самолета примчались спасатели, пожарные, работники аварийно-спасательной службы аэропорта "Домодедово" и врачи.

Увы, сразу стало ясно, что помощь врачей потребуется позже - родным погибшего экипажа. Шансов выжить не было ни у кого из тех, кто был на борту. Погибли: командир экипажа 36-летний Игорь Золотов, 49-летний второй пилот Сергей Чернышов, 46-летний штурман первого класса Юрий Коробков, 35-летний бортмеханик Сергей Поляков, 35-летний бортрадист Роман Комаристый, 47-летний бортоператор Евгений Усачев, и 56-летний ответственный за техобслуживание Сергей Сорокин.

У Сергея Полякова вот-вот должна родить жена и он очень просил не посылать его в этот рейс. Сергею сказали: "Заменить тебя некем!"

Что могло произойти?

- Командир экипажа и второй пилот были в момент катастрофы в кабине, остальные - в салоне, - рассказывают специалисты, работавшие на месте трагедии. - Все сгорели заживо. После падения все двери заклинило, так что если бы кто чудом и уцелел, все равно наружу было не выбраться.

К четырем часам дня в воскресенье нашли лишь отдельные фрагменты тел. Чтобы искать останки, территорию вокруг поделили на квадраты, их прочесывали милиционеры, спасатели.

О причинах катастрофы, по словам специалистов, говорить пока рано. Но уже нашли три "черных ящика", которые передали на расшифровку в Межгосударственный авиационный комитет - он будет расследовать это ЧП.

Как нам стало известно, перед вылетом АН-12 прошел необходимое предполетное техобслуживание, техники обнаружили лишь небольшие неполадки вроде неработавшей лампочки в салоне, которые на безопасность полета повлиять не могли.

Все специалисты в обсуждении версий трагедии сходятся в одном - прямой или косвенной причиной могла стать крайняя изношенность самолета. Погибший АН-12 "дорабатывал" последние месяцы - его летный ресурс истекал 13 ноября нынешнего года. А эксплуатировать самолет начали аж 31 января 1964-го. 43 года! Это и для человека уже, как правило, возраст, в котором надо задуматься о здоровье. А тут - машина, которую гоняли все эти годы в хвост и в гриву.

Впрочем, не исключена, по-видимому, и версия "человеческого фактора". Уголовное дело возбуждено по ст. 263 ч.2 УК - "нарушение правил безопасности и эксплуатации железнодорожного, воздушного и речного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц".

"Атран" - старейшая отечественная грузовая авиакомпания. Она открылась еще в 1942 году под названием "Авиатранс". В 1993 году ее приватизировали и сменили название.

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

За почти 50 лет выпущено 1250 самолетов Ан-12. 160 из них побывали в ЧП: от технических неполадок в полете до катастроф. Этот показатель сравним с западным аналогом лайнера, английским самолетом С-130 Локхид. Довольно большое, по сравнению с другими самолетами-грузовиками, число аварий объясняется тем, что это очень распространенная модель. Так что по статистике, среднее число происшествий на количество часов, проведенных в воздухе, у Ан-12 очень благополучное.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Виктор Тимошкин, эксперт по безопасности полетов

- Я высказываю всего лишь предположения, естественно, в частности исходя и из того, что самолет старый и с ним всякое может случиться. У катастрофы могло быть несколько причин. Например, отказ двигателя на взлете. У таких лайнеров, как Ан-12 (с винтами) лопасти остановившегося движка обязательно должны сразу встать во флюгерное положение. То есть по направлению полета, как флюгер, чтобы не тормозить самолет. Если этого не произошло, скорость падает, а на взлете это очень опасно. Поставить лопасти как нужно можно и вручную, но у экипажа почти не было на это времени.

Вторая возможная причина - закрылки убрались несинхронно. Их выпускают перед разбегом, чтобы увеличить площадь и подъемную силу крыла - это нужно для взлета. А если они уходят не одновременно, самолет начинает крениться. Можно попытаться выровнять машину штурвалом, но опять же усилиями обоих пилотов, и на это тоже нужно время.

Кроме того, время вылета - 4 часа утра - самое тяжелое для всех, кто садится за штурвал. Как экипаж добирался до аэропорта, как он провел субботний вечер - пока неизвестно. При таком перелете желательно лечь в 4-5 часов дня, чтобы хорошо выспаться.

nbsp;RIN 2000-