7 августа, 18:43

У газового Юпитера появился шустрый противник

У газового Юпитера появился шустрый противник Новое открытие, сделанное астрономами, лишило Юпитер статуса самой крупной из известных планет. У газового гиганта из Солнечной системы в далеком космосе появился сильный противник - это планета TrES-4, находящаяся в созвездии Стрельца.

По величине она превышает Юпитер на 70%. Имея такие внушительные размеры, открытая планета, тем не менее, значительно уступает своему сопернику по массе, так как имеет очень низкую плотность.

Соответственно, и сила притяжения TrES-4 весьма невелика. Из-за этого небесное тело растеряло практически всю свою атмосферу, а ее остатки тянутся за ним огромным шлейфом подобно хвосту кометы - все это ученым удалось рассмотреть благодаря современной технике.

Дальнейшее исследование планеты принесло еще более удивительные результаты. Во-первых, выяснилось, что орбита гиганта имеет очень маленький радиус - от звезды, вокруг которой она вращается, TrES-4 отделяет всего около 7 млн км, по космическим меркам это очень мало.

Поэтому планета буквально раскалена: температура на ее поверхности не опускается ниже 1,3 тыс.°С. Во-вторых, полный оборот вокруг звезды она совершает за каких-то три с половиной дня, таким образом, год на огромной планете длится в два раза меньше земной недели.

Увидеть гиганта астрономам удалось с помощью системы TrES, объединяющей три мощных телескопа, расположенных в Аризоне, Калифорнии и на Гавайских островах. Планета из созвездия стрельца относится к разряду так называемых "транзитных", которые один раз за оборот становятся как раз на линии между Землей и своим "солнцем".

При этом в телескопе они выглядят как микроскопические пятнышки на поверхности светила, заставляющее его светить немного слабее - в данном случае, всего на 1%. К счастью, современная техника в состоянии зарегистрировать столь небольшую разницу.

Существование таких гигантов, как TrES-4, вызывает у ученых еще больший интерес. "Если мы сможем объяснить факт существования таких больших планет, это позволит пролить свет на историю возникновения и развития Солнечной системы", - говорит Фрэнк О`Донован, оператор одного из телескопов.

Напомним, что последние громкие астрономические сенсации были связаны с открытием небесных тел, поразительно напоминающих по своим свойствам нашу Землю. Кстати сказать, одна из них, расположенная в созвездии Весов, также вращается вокруг своей звезды очень быстро, и Новый год наступает там каждые две недели.

Но нас больше всего интересует внеземная жизнь. Букмекерские конторы уже начали принимать от всех желающих ставки на обнаружение на свежеоткрытых планетах "братьев по разуму".