16 августа, 18:12

Гибнущие звезды образуют газовый шлейф, как кометы

Гибнущие звезды образуют газовый шлейф, как кометы Звезды, как и живые существа, рождаются и умирают - правда, срок их жизни, разумеется, в сотни миллионов раз длиннее, чем у нас с вами.

Для ученых вехи "жизненного пути" небесного тела - это в первую очередь возможность исследовать на конкретном объекте глобальные космогонические процессы, подобные тем, что управляют эволюцией и нашей Солнечной системы. Именно поэтому астрономы с таким интересом наблюдают за гибнущей звездой, которая не устает преподносить новые сюрпризы.

Авторами последней сенсации являются американские исследователи, работающие на мощном телескопе NASA под названием Galex (Galaxy Evolution Explorer). Им удалось впервые обнаружить у звезды, носящей красивое название Мира А, загадочный шлейф из газа, протянувшийся за ней на расстояние в 13 световых лет.

До сих пор подобные "хвосты" видели только у комет. "Это совершенно новый, необычный феномен, и мы все еще далеки от полного понимания его физической природы", - признается один из сотрудников Обсерватории Карнеги в Пасадене.

Обнаружить это удивительное свойство гибнущего небесного тела удалось впервые на ультрафиолетовых снимках, которые Galex позволяет делать с непревзойденным качеством.

На подобных изображениях ученым удалось разглядеть не только "хвост", но и своего рода "ударную волну", которую образует перед собой звезда, несущаяся в космических глубинах со скоростью 130 км/секунду. Она образуется, когда излучение Миры сталкивается с межзвездным веществом, нагревая его - именно эта раскаленная материя, согласно предположению ученых, и образует удивительный шлейф.

Астрономы наблюдают Миру А уже на протяжении почти 400 лет, но "хвост" у нее был замечен впервые. Это небесное тело находится от нас на расстоянии в 350 световых лет и образует двойную звезду со своей "сестрой" - Мирой B. Когда-то удивительное светило из созвездия Кита было похоже на наше Солнце, но со временем состарилось и превратилось в красного гиганта - это последняя стадия развития звезды.

По мнению исследователей, Мира таит в себе еще немало сюрпризов. Анализируя состав и свойства звездного "хвоста", включающего такие элементы, как углерод и кислород, ученые надеются узнать больше в том числе и о таких процессах, как формирование новых звездных систем и даже возникновение жизни. "Поле четырех веков изучения Мира не перестает нас поражать", - заключают астрономы.

Изучение далеких небесных тел с помощью ультрасовременных методов уже не раз позволяло ученым взглянуть с неожиданной стороны на эволюцию нашей планеты. Например, три года назад они удивили нас известием о том, что Землю на заре времен "оплодотворила" сахарная комета. Возможно, необычная звезда из созвездия Кита подарит нам не менее удивительные открытия.