16 августа, 18:33

Ученые сделали шокирующее открытие - у акул есть пальцы

Ученые сделали шокирующее открытие - у акул есть пальцы Человек привык считать себя венцом эволюции, как в плане умственного развития, так и физического. Наука, однако, наносит по этому самодовольному представлению один удар за другим.

Вот, например, наши руки - принято считать, что конечности, подобные нынешним, появились только с выходом позвоночных животных на сушу и достигли наибольшего развития у нас с вами. Однако если с первым утверждением еще можно с некоторой натяжкой согласиться, то второе, как выяснилось, и вовсе неверно.

Группа генетиков из Университета Флориды опубликовала новейшие результаты своих исследований, которые можно без преувеличения назвать сенсационными. Оказывается, гены, отвечающие за формирование пальцев, есть у акул.

Эти древние хищницы вот уже миллионы лет являются грозой всех океанов и состоят в тесном родстве с вымершими ископаемыми хрящевыми рыбами, которые являются предками всех наземных позвоночных. А это значит, что природа заложила в наследственность наших предков возможность появления пальцев за миллионы лет до того, как первые амфибии выбрались на землю.

Возникает закономерный вопрос: почему акулы не пользуются этой генетической программой и предпочитают обходиться примитивными цельными плавниками? Биологи утверждают, что пользуются, но в ничтожно малой степени. Биологический смысл этого очевиден: в самом деле, для водного образа жизни куда лучше подходят сильные плоские конечности, помогающие скользить в морских глубинах. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на дельфинов - современных млекопитающих, которые, вернувшись в море, утратили пальцы и вновь обзавелись мощными плавниками.

Кстати говоря, акулы регулярно демонстрируют новые способности, изумляющие ученых. Так, недавно акула в одном из океанариумов в США произвела на свет детеныша. Само по себе это событие не является экстраординарным (хотя в неволе зубастые хищницы размножаются неохотно). Удивительно то, что ей удалось сделать это... без самца.

То есть, сильный пол не отметился ни на какой из стадий этого процесса, включая оплодотворение. Таким, образом, чудо-рыба продемонстрировала второй в истории случай непорочного зачатия среди крупных позвоночных - первый описан в Библии.

А вот американские военные придумали как использовать возможности акул с пользой для себя и призвать тех на военную службу. По замыслу выдумщиков из Пентагона безжалостные рыбы-убийцы с вживленными в мозг электродами будут следить за вражескими подлодками и выполнять некоторые другие ответственные поручения.