Российская Информационная Сеть
22 августа, 18:06

Система ПРО по-американски: от противоракет GBI до лазерной пушки

Система ПРО по-американски: от противоракет GBI до лазерной пушки Во вторник начальник Генштаба России Юрий Балуевский назвал решение Чехии разместить на территории страны элементы американской системы ПРО "большой ошибкой".

Балуевский сделал это заявление на встрече с первым замминистра обороны Чехии Мартином Бартаком. Несколько дней назад глава МИД Сергей Лавров заявил, что Россия не видит угрозы со стороны Ирана, которой американцы объясняют необходимость размещения элементов своей ПРО в Европе.

Очевидно, что вопрос о размещении американской системы ПРО в Европе станет одним из главных в новом политическом сезоне. "Известия" разбирались с тем, что собой представляет американская система ПРО, насколько ее будущее зависит от политических решений и чем она опасна для России.

Мы помним, как все начиналось...

23 марта 1983 года. Президент США Рональд Рейган выступает со своей знаменитой речью о стратегической оборонной инициативе - СОИ.

- Что лучше - спасти людям жизнь или отомстить за их гибель? - задал вопрос Рейган. Ответ был предопределен: США "приступают к программе, призванной защитными средствами противостоять угрозе ракетного нападения". Рейган обозначил и несколько целей создания НПРО.

Первая из них - изменить стратегическое соотношение сил в пользу Соединенных Штатов. Вторая - втянуть Советский Союз в дорогостоящую и разорительную гонку вооружений. Наконец, третья, чисто политическая, - сплотить союзников по НАТО перед угрозой "империи зла", которую представлял СССР.

Сразу после речи Рейгана были развернуты научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В них были задействованы все ядерные лаборатории США и такие гиганты военно-промышленного комплекса, как "Боинг", "Мартин" и "Локхид".

- По различным оценкам, на исследования было затрачено от $80 до 100 млрд. Эти деньги пошли на создание информационно-разведывательной системы, систем боевого управления всей ПРО и на разработку средств перехвата. В результате американцы серьезно продвинулись в области противоракетной обороны, - убежден главный эксперт в области противоракетной обороны генерал-майор в отставке Владимир Белоус.

"ПРОдвинутость" США привела к тому, что после 10 лет изнурительной гонки вооружений СССР распался. Американцы сразу же решили "заморозить" работы.

- Почему тогда американцы остановились? Самый простой ответ: кончилась "холодная война". США переориентировались и начали уделять больше внимание другим вопросам. Американцы полагали: они достигли того, что Советскому Союзу еще не под силу, - считает Белоус.

Простой пример этих достижений - лазер с ядерной накачкой. Когда автор идеи Эдвард Теллер докладывал президенту Рейгану о возможностях нового оружия, то, по свидетельству очевидцев, президент был в шоке. Рейган всерьез полагал, что у американских военных есть средство, которое будет легко расправляться с массированным ракетным ударом Советского Союза.

Поэтому США переключили внимание на создание высокоточного оружия, специальных ядерных боеприпасов, таких, как проникающие боеголовки - пенетраторы. Это маломощный ядерный заряд для поражения хорошо защищенных целей на большой глубине.

Впрочем, все эти планы США были либо реализованы наполовину, либо вообще отложены. До лучших времен.

ПРОдолжение СОИ

12 декабря 2001 года. Президент США Джордж Буш поставил в известность руководство сената и конгресс о решении выйти из Договора по ПРО 1972 года. Буш назвал это соглашение устаревшим и не отвечающим современным реалиям. В этот день стартовал новый этап борьбы американцев за свою призрачную безопасность.

- Сейчас у руководства США снова преобладает мнение о том, что накопленный опыт в области противоракетной обороны позволяет сделать значительный шаг вперед и создать дисбаланс силы в пользу американцев в области стратегических вооружений, - считает Белоус.

Как и раньше, новая система предназначена прежде всего для изменения соотношения сил между США и Россией в пользу Вашингтона. Несколько лет американцы готовили почву, чтобы реализовать свои планы развертывания системы объектов ПРО на территории Чехии и Польши. В 2007-м решено перейти к конкретным шагам в Европе.

Так почему же Москва опасается НПРО? Может быть, как и в "рейгановском" случае, через 10 лет вопрос рассосется сам собой?

- Эти опасения существуют прежде всего потому, что будущая система противоракетной обороны строится на тех же "рейгановских" стратегических принципах, которые были заложены в программу СОИ. Главный из них - антироссийская направленность, - уверен Белоус.

Фазы полета и средства поражения

Теперь от политики - к техническим деталям. Цель ПРО - это перехват ракет вероятного противника на протяжении всей траектории полета, начиная с момента старта (как только ракета вышла из шахты) и до момента непосредственно падения боеголовок на защищаемую территорию.

Чтобы решать эту задачу, система противоракетной обороны должна быть многоэшелонной. То есть на всех четырех фазах полета ракеты США должны обладать таким оружием, чтобы иметь возможность перехватить все атакующие их территорию цели.

Первая фаза - это разгон ракеты с момента старта и до выключения двигателей третьей ступени. Для жидкостных ракет это 5 минут, для твердотопливных 3 минуты. Для перехвата на этом этапе американцам нужны ракеты системы GBI. Именно их развертывают на Аляске и планируют развернуть в Польше. Это противоракеты наземного базирования.

Кроме того, на этом участке можно использовать лазерное оружие. Например, воздушного или космического базирования. США планируют к 2008 году ввести в состав эскадрильи семь Боингов-747 с лазерными пушками на борту, а также лазерное оружие космического базирования.

Для первой фазы эти виды оружия очень эффективны. Ракета - большая цель. Ее длина порядка 25, а диаметр - около 3 метров. Если подсчитать площадь пробойного сечения, то получается порядка 70-75 квадратных метров. В такую "тушу" трудно не попасть. У боеголовок площадь поперечного сечения составляет 0,5-0,7 квадратного метра. К тому же корпус ракеты - тонкостенная конструкция, он не выдерживает давление более 0,5 килограмма на квадратный сантиметр.

А боеголовка имеет мощную силовую и теплозащитную конструкции. Лазером ее уже не возьмешь. Помимо прочего работающие двигатели ракеты создают мощный факел инфракрасного излучения длиной несколько десятков метров. В его центре температура достигает 2 тысяч градусов. Это мощное инфракрасное излучение, которое помогает обнаруживать ракету и наводить на нее головки самонаведения противоракет. Ну и кроме того, на первой фазе есть соблазн одним ударом поразить ракету с боеголовками.

Во второй фазе, когда ракета проводит разведение боеголовок, еще могут действовать те же виды оружия, которые используются на первой. Но задача уже сложнее: нужно добиваться механического разрушения летящих боеголовок. Здесь к первым видам оружия могут быть добавлены перехватчики космического базирования.

Причем для этого эшелона в США ставится еще одна сложная техническая задача: иметь точное представление о том, что случилось с пораженной боеголовкой - выведена она из строя или нет. Решать эту задачу они хотят с помощью электромагнитных пушек. Это пушки, которые выводятся в космическое пространство, размещаются на орбитальных станциях. При выстреле они обеспечивают очень высокие скорости разгона снарядов, которые полностью уничтожают боеголовку.

Для надежности может быть применено и оружие, которое разрабатывалось еще в рамках СОИ по программе "Прометей", - ядерный заряд с осколочными элементами. При его взрыве, который составит где-то 60-80 тонн в тротиловом эквиваленте, осколочные элементы разлетаются с огромной скоростью до десятков километров в секунду и поражают боеголовки противника.

Третья фаза - это фаза свободного полета отделившихся боеголовок. Здесь в дело вступают опять же перехватчики воздушного и космического базирования. Задача та же: добиваться механического разрушения боеголовок. Не дать им долететь до цели.

Наконец, в четвертой фазе - фазе входа в плотные слои атмосферы, где-то на высоте 110-120 километров с продолжительностью полета порядка 40-50 секунд - в основном могут быть использованы перехватчики наземного, воздушного и морского базирования. У американцев есть планы разместить на кораблях 100 противоракет SM-2 для перехвата баллистических ракет на среднем участке траектории. Выставить комплексы THAAD (аналог российской системы ПВО С-400 "Триумф") для уничтожения боеголовок на конечном участке. Но пока это только планы.

Если будет пройден порог сдерживания - впереди война

Сейчас американцы собираются разместить в Польше 10 противоракет. У России - сотни баллистических ракет. Казалось бы, пусть они себе строят базы и тратят свои деньги. Ведь в нынешнем виде американская система малоэффективна...

- Да, их ракеты GBI попадают в цель от случая к случаю. Все испытательные пуски идут в щадящем режиме, когда летят одна-две боеголовки. В реальном конфликте их будут сотни, плюс ложные цели, - говорит Белоус. - Но здесь важно не это, а само по себе политическое решение создавать глобальную систему НПРО. Да, десять противоракет не опасны для наших Ракетных войск стратегического назначения. Но надо понимать, что это пока. Техника не стоит на месте.

Она постоянно развивается, и придет момент, когда GBI будут заменены чем-то другим. Более мощным и эффективным. Но дело даже не в этом. А в том, что будет пройден порог сдерживания. Начнется бесконтрольная модернизация системы, которая в конце концов приведет одну из сторон к уверенности в своих безграничных возможностях и искушению ударить по противнику первой.

Очередной раунд российско-американских переговоров по противоракетной обороне пройдет в сентябре. Многие эксперты ждут каких-то результатов от встречи Владимира Путина и Джорджа Буша в Сиднее на саммите АТЭС. Ведь это будет последняя встреча двух лидеров в качестве президентов, и Джордж Буш по идее должен чем-то ответить на инициативы российского коллеги о совместном использовании Габалинской РЛС и строящейся РЛС в Краснодарском крае.

Правда, все может закончиться и банально: протокольными улыбками перед телекамерами и рукопожатиями. В таком случае проблема размещения элементов ПРО в Европе не будет снята с повестки дня. Она будет обсуждаться в октябре на встрече глав внешнеполитических и оборонных ведомств двух стран в формате "2х2". Так что нас ждет жаркая противоракетная осень.

Ближайшее будущее: космические перехватчики и лазерные пушки

До конца 2007 года должны начаться запуски спутников системы наблюдения и сопровождения космических объектов (Space Tracking and Surveillance System). Их задача - наводить на цель перехватчики GBI. В 2014 году группировка спутников с инфракрасными сенсорами должна составить 5, а в 2017-м - 10 штук.

В 2008 году начнутся наземные испытания кинетического перехватчика. Примерно к 2017 году его планируется довести до рабочего состояния и вывести в космос. Это будет спутниковое оружие, поражающее ракету или боеголовку ударным снарядом.

В 2009 году планируется произвести первый выстрел из лазерной пушки, установленной на самолете "Боинг-747-400".

К 2013 году в структуру ПРО будут включены 10 противоракет в Польше и еще 44 разместят на трех базах в США (Форт-Грили, Ванденберг, Гранд-Форкс). Также будет завершено строительство РЛС в Чехии (вблизи населенного пункта Брды). Будут построены 4 морские транспортируемые РЛС типа SBX.

nbsp;RIN 2000-