Российская Информационная Сеть
3 сентября, 15:39

Учителей отдадут в рабство детям

Учителей отдадут в рабство детям С началом нового учебного года российскую систему образования - как высшего, так и среднего, - постигли отдельные перемены. Их нельзя назвать радикальными, но ажиотаж вокруг некоторых преобразований все же возник.

В частности, вопросы вызывает введение обязательного 11-летнего образования, а еще больше - перспектива изменения основ расчета заработной платы учителей. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко давно предрекает серьезные перемены в этой сфере, поскольку заработки рядового педагогического состава, очевидно, нуждаются в реформах. С другой стороны, проекты Минобрнауки вызывают у многих преподавателей вполне резонные опасения.

Сначала говорилось, что зарплаты школьных учителей будут тарифицироваться исходя из количества учеников. Причем на этой основе Фурсенко пообещал увеличить доходы педагогов, но подноготная этой "прибавки" неминуемо сказалась бы на качестве образования: работники школ будут стараться набрать себе как можно больше подопечных, а это возвращает систему среднего образования все к тем же дополнительным ставкам, от которых так старались избавиться. Кроме того, возникнет мощный стимул расширить классы до максимума, как в старые добрые времена, когда в одном кабинете сидели по 40 школьников. Но и это новшество, как выяснилось, еще не предел устремлений Андрея Фурсенко. Возможно, как пишут "Новые известия", в скором времени по его инициативе ученики начнут выставлять оценки учителям, а не наоборот.

Речь идет о сомнительном предложении, выдвинутом накануне главой российского Министерства образования и науки: оклад педагога рассчитывать исходя из двух составляющих - тарифной сетки и доплаты за качество образования. На первый взгляд, идея здравая, потому что качественные показатели в нашей школе в последние годы слишком явно захромали. Результаты ЕГЭ и связанные с его проведением скандалы - тому доказательство. Но на практике затея министра приобретает неприятный оттенок: оказывается, доплачивать за качество учителям будут на основе ученических отзывов.

Конечно, оценивать труд педагога станут не только его непосредственные воспитанники, к этому процессу подключат также учительские советы школ и родительские комитеты. Но фактор предвзятого отношения все равно остается настолько мощным, что проект сразу же вызвал множество нареканий. Эксперты охарактеризовали задумку Фурсенко как "опасную затею". Истоки у этой идеи, которая, разумеется, не является изобретением российского госчиновника, вполне рациональные: в США подобная практика давно является нормой. Там учащиеся средних учебных заведений обладают правом выбирать преподавателя из числа нескольких кандидатов, а уже на основе такого распределения оплата учительского труда варьируется в зависимости от итогового количества учеников в группе.

Андрей Фурсенко считает, что российские дети вполне способны на самостоятельные суждения в отношении своих педагогов, поэтому американская система ляжет на русскую почву как нельзя органичнее. Об этом министр заявил на петербургском Большом педсовете, отметив: "Нашим детям нужно доверять. Они умные и думают о своем будущем. Потому они тоже имеют право оценивать работу своих преподавателей". Посыл благой - по мысли Фурсенко, такая стратегия заставит учителей переосмыслить свою деятельность и, уйдя от рутины, привнести в конспекты уроков новые методики и интересные элементы. Помимо этого, в своем предложении глава Минобрнауки видит и воспитательный момент: учителям невыгодно станет заводить себе фаворитов и "козлов отпущения".

Работников школ такая перспектива, мягко говоря, не обрадовала. Учитель русского языка и литературы московской школы N1308 Сергей Райский объяснил журналистам: "Для большинства учащихся учитель - тиран и зануда, который издевается над ними. При этом мнение родителей о педагоге зачастую зависит от того, что рассказывают о нем их дети. А у них есть основания иногда лукавить. О какой объективной оценке может здесь идти речь? С тем же успехом можно сделать и зарплату министра зависимой от его популярности у народа". Аналитики полагают, что самыми популярными у школьников станут те преподаватели, которые, на манер "Республики ШКИД", примутся выводить классы в полном составе на прогулки или распевать с ними песни, не выдвигая жестких требований и ничего не задавая на дом.

Более того, затея Фурсенко пришлась не по вкусу и самим ученикам, которые сразу же решили, что нововведение превратится в систему взаимозачета: школьники поставят своему педагогу двойку, а потом он поставит такие же отметки им.

nbsp;RIN 2000-