Российская Информационная Сеть
8 сентября, 20:00

Сергей Иванов "кинет" Путина также, как тот "кинул" Ельцина

Сергей Иванов "кинет" Путина также, как тот "кинул" Ельцина Предстоящая "операция "Преемник-2008" обсуждалась в пятницу в эфире телекомпании RTVi и радиостанции "Эхо Москвы".

В ходе обсуждения политический аналитик Евгений Киселев так сформулировал тему дискуссии:

"Путин уходит, а своим преемником, скорее всего, назовет Сергея Борисовича Иванова, первого вице-премьера правительства России. Иванов лидирует и по рейтингам, и по частоте упоминания в средствах массовой информации, особенно по части благожелательного освещения его деятельности ведущими телеканалами.

Да и сам характер его появления на публике гораздо больше к лицу будущему президенту, если сравнивать с тем, как и в каких ситуациях, в каких обстоятельствах появляется на публике его, теоретически, главный конкурент Дмитрий Медведев.

Предположим, что все будет очень скучно и предсказуемо. Никаких сюрпризов. В марте 2008 Иванова избирают новым президентом России. Что будет дальше, когда он в начале мая официально примет у Владимира Владимировича дела?".

По мнению журналиста Сакена Аймурзаева, главный вопрос для уходящего президента - гарантии безопасности, личной и финансовой. Для этого Путин должен сохранить на вершине власти, хотя бы на время, кого-то из своих, не смотря на то, что чужих там давно уже нет. Кто будут эти "свои"? Кого именно из главных фигур в своем нынешнем окружении Путин попросит приемника, или потребует от него, не трогать.

Понятное дело, что оставить "неприкасаемыми" всех президент не может - это опасно. Сковав преемника по рукам и ногам, Путин рискует - рано или поздно это надоест новому президенту, и последствия могут быть непредсказуемыми. Поэтому не исключено, что своеобразным смотрящим окажется премьер при новом президенте.

Отставка нынешнего Кабмина, вопрос, по данным наших источников, уже решенный. Глава правительства Михаил Фрадков получит новую, спокойную и почетную должность, и здоровье у него не важное, да и пост премьера уже в самое ближайшее время станет стратегическим в многоходовке власти.

Преемник Фрадкова должен быть в большей степени аппаратчиком, без яркой политической окраски, по этим критериям явных кандидатов в премьеры трое - Медведев, Собянин и Козак. При условии, что президент страны Сергей Иванов, а Дмитрий Медведев премьер, связка преемников сохраняется. Вариант логичный.

Второй кандидат на пост премьера нынешний глава президентской администрации Сергей Собянин, начинавший карьеру как публичный политик, в прошлом губернатор Тюмени, одного из самых денежных регионов страны. Собянин, амбиции которого явно распространяются за пределы старой площади, вряд ли ограничится статусом влиятельного кремлевского функционера.

Третий вариант - Дмитрий Козак, полпред Путина в Южном Федеральном округе. Очевидно, что нынешняя должность для друга президента - не потолок. Хотя есть для Козака еще одно вероятное и, по нашим данным, желаемое Дмитрием Николаевичем место. Место генпрокурора. На этой должности, при любом раскладе, Путин постарается оставить своего человека. Это тот тыл, который президенту необходимо укрепить. Своеобразный залог при получении кредита личной безопасности.

Полдела Путин уже сделал. Выделил из генпрокуратуры следственный комитет, главой в котором, кстати, один из самых доверенных людей президента Александр Бастрыкин. Отмечу, идея разделить надзор и следствие принадлежала в свое время Козаку, которого прочили в генпрокуроры несколько лет назад.

Еще один фронт, который Путин не при каких обстоятельствах не сдаст - Арбитражный суд, самый главный суд в нынешней России. Ведь он разбирает споры хозяйствующих субъектов. С его помощью можно сделать свое имущество неприкасаемым, а при желании увеличить активы, отсудив что-нибудь, что плохо лежит. В этом смысле нынешний глава Высшего Арбитражного суда Антон Иванов - человек проверенный, и менять его Путину не к чему.

Должности, скорее всего, останутся за целым рядом чиновников. В том числе и среди силовиков. Министр обороны Анатолий Сердюков, например, назначенный с конкретной целью - навести порядок в вооруженных силах. Сердюков оказался не таким уж комичным, каким представлялся в начале, а напротив, показал себя жестким, если не сказать беспощадным управленцем.

Иначе обстоят дела с ФСБ и МВД, главы которых, Патрушев и Нургалиев, работают в связке. Силовая пара продержалась очень долго. И сменить ее, вероятно, придется из соображений необходимой ротации. Это, в прочем, не означает, что в спецслужбы и милицию придут случайные люди. К примеру, ФСБ может отойти Виктору Черкесову, засидевшемуся в Госнаркоконтроле.

Что касается идеолога и куратора силовиков в Кремле Игоря Сечина, то его судьба после смены президента остается самой неясной. Не исключено, что ему суждено стать той публичной жертвой, которую принесет Путин. Идея заманчивая. Сделать из серого кардинала Кремля, ответственного за разгром "ЮКОСа" и другие непопулярные дела и решения власти, козла отпущения, после ухода нынешнего президента. Тем более что Путину не с руки самому убирать Сечина, а перепоручить это приемнику - почему бы нет? И тогда не спасут Игоря Ивановича ни должность в "Роснефти", ни годы верной службы Путину.

По поводу судьбы Игоря Сечина при президенте Сергее Иванове между участниками обсуждения развернулась острая дискуссия, в которой приняли участие политолог Дмитрий Орешкин и Евгений Киселев:

Дмитрий Орешкин: "... В интересах президента и в той психологической ситуации, в которой он находится, сохранить Сечина. Просто потому, что Путин известен тем, что он неформальные, человеческие обязательства старается соблюдать. Например, он безукоризненно вел себя по отношению к Ельцину. Соблюдал все формальные и неформальные договоренности.

Мне кажется, что он и по человечески, и системно старается в этой системе размытого олигархизма, на самом деле, олигархата, если угодно. То есть он формирует несколько влиятельных фигур, административно влиятельных, примерно равного веса, которые друг с другом конкурируют и поэтому никто из них не может возвыситься над другими. В этом месте, наверное, президент постарается найти какую-то позицию достаточно влиятельную и для своего верного помощника ...".

Евгений Киселев: "... Вам не кажется, что в истории были очень часто случаи, когда серые кардиналы плохо кончали? ...

Вы знаете, я из какой логики исхожу, человеческого и политического поведения. Сам Владимир Владимирович Путин, безусловно, не может расстаться с Сечиным. Слишком много их связывает, слишком много Сечин сделал для него. Но, Владимир Владимирович уйдет. И, как бы, эта уже его судьба - не его вопрос. ...

Или скажет своему приемнику: "Знаешь, Сергей Борисович, а вот Игоря Ивановича не тронь!"?

Дмитрий Орешкин: "Наверное, скажет. И, наверное, даже он оставит какую-то позицию, которую может занять Игорь Иванович, явного или не явного центра влияния. А вот уже потом, в течение ближайших 2-3 лет, будет понятно, съедят там они друг друга, кто-то кого-то, или не съедят - это уже будет вне сферы контроля Путина. Его задача - если верна та гипотеза, что, вот, будет создаваться такая демократия высшей бюрократии, и конкуренция между группами влияния. Тогда уже это будет проблема самого Игоря Ивановича, как он распорядился теми ресурсами, которые смог заработать в течение этих 8 лет ...".

Евгений Киселев: "... Есть разные точки зрения, обозначу две крайних. По одной версии, Путин опутает своего приемника сложной системой обязательств - этого не тронь, туда не ходи, этого не делай, туда не езди. Я утрирую сознательно. И другая версия, что на самом деле будет очень простая система договоренностей. Несколько неприкасаемых фигур будут обозначены для приемника на ближайшие несколько лет, несколько согласованных назначений, а в остальном руки развязаны ...".

Дмитрий Орешкин: "Все эти договоренности, как показывает любой опыт авторитарного государства, работают год-два, а потом начинают сыпаться, что, собственно говоря, сам Путин и показал. Ведь наверняка были какие-то договоренности, но он постепенно оттеснял Гусинского, Березовского, Ходорковского. То есть происходила смена, вовсе не запланированная в момент передачи власти ...".

nbsp;RIN 2000-