Российская Информационная Сеть
9 сентября, 13:16

Инспекторы ГИБДД делятся на "волков, зануд и рвачей"

Инспекторы ГИБДД делятся на "волков, зануд и рвачей" "Возьмите деньги, товарищ инспектор", - эта фраза круглые сутки парит над дорогами нашей страны от Смоленска до Находки. Нужно быть оптимистом, чтобы поверить, что когда-нибудь она умрет естественной смертью, несмотря на вновь принимаемые законы и ограничения.

Недаром народная мудрость первым автоинспектором называет не кого-нибудь, а Соловья-разбойника - стоял у большой дороги, свистел и всех грабил.

Когда патрульный останавливает водителя за подозрение (истину устанавливает только суд) в нарушении ПДД, в голове у шофера проносится одна мысль: "Как бы быстрее замять дело". Принципиальный инспектор в данном случае воспринимается скорее как лишний геморрой, и уж никак не благо.

Практика показывает, что честно добытые водительские деньги перекочевывают из "широких шоферских штанин в широкие гаишные штанины" без всякого принуждения. Точнее, давление со стороны инспектора имеет место быть, но оно настолько психологически точно рассчитано, что сродни гипнозу. Корреспондент "НВ" пообщался на эту тему с шофером-дальнобойщиком с двадцатилетним стажем Николаем Бешаровым.

Кто кормит "волков"?

- Николай, я всегда считал, что инспекторам принимать взятки сложновато. Ведь ГИБДД контролируют управление собственной безопасности и контрольно-профилактический отдел. Уличенный во взятке гаишник может загреметь на срок до семи лет.

- На самом деле инспекторы делятся на "волков", "зануд" и "рвачей". "Волки" - самая элитная группа инспекторов. Эти ребята не попадутся ни под одну проверку УСБ. Они нюхом чуют, с какого водителя можно взять "безвозмездный подарок", кого штрафануть официально, а кого просто отпустить, так как возиться себе дороже. Тут требуется хорошее знание шоферской натуры.

После остановки автомобиля возможно несколько вариантов развития событий:

Первый и самый распространенный: водитель выскакивает из машины и семенит к "командиру", на ходу доставая из кармана документы. Он не знает причины остановки, но уже готов покаяться и откупиться небольшим штрафом. А потом, не вспоминая о протоколе, продолжит путь, кляня всех гаишников.

В такой манере общения есть свои плюсы для водителя: вопрос решается быстро, без промедления; штраф-взятка, как правило, минимальный; инспектор не переходит к другим вопросам - пройден ли техосмотр, укомплектован ли автомобиль, исправен ли и т.д. "Волк" и подавно доволен - именно эта категория водителей исправно кормит его семью. Особенную ценность в этом плане представляют "джигиты".

"Джигиты" - этническая группа, на трассе ведут себя так, словно под ними горячий скакун, а под ногами горная тропа. Будучи задержанным, "джигит" обычно начинает разговор со слов: "Вах, дорогой, давай разберемся на месте". После чего, без лишней волокиты, предлагается "спонсорская помощь любимому ГИБДД".

"Зануды" берут измором

Второй вариант: водитель выходит из автомобиля и ждет, пока инспектор подойдет. От такого типа можно ждать спора, возмущения частыми остановками, угроз обратиться к своему высокопоставленному приятелю. Упрямца приходится ломать. Как? "Волк"-инспектор не спешит с объяснением причин остановки.

Подойдя к автомобилю, всегда найдет, к чему придраться. На минимальный штраф нарушителю уже рассчитывать не приходится, и в конечном итоге измотанный водитель сам будет умолять "начальника" отпустить его "по-хорошему". Тут "волк" решает, насколько клиент "исправился": может принять мзду, а может пойти на принцип и даже найти повод изъять права.

Третий вариант поведения: водитель не выходит из-за руля и общается с инспектором через приоткрытое боковое стекло. Для "волка" это дерзкий вызов. Инспектор всегда найдет способ вытащить водителя из автомобиля: проверка номеров двигателя и кузова, проверка содержимого багажника.

На номера и поклажу ему, по большому счету, наплевать. Главное - водитель вышел из-за руля, ходит рядом и, к вящему удовольствию "волка", кипятится, старается поразить эрудицией и знанием ПДД. Таких граждан опытные инспектора, помучив, либо отпускают без штрафа, либо штрафуют педантично, с соблюдением всех тягомотных формальностей.

- "Зануды" действуют иначе. Топорней, что ли? - продолжил Николай Бешаров. - Большинство анекдотов как раз про гаишников-"зануд". Для них ободрать водителя - это самоцель. Способов - миллион. Под Пензой останавливает меня инспектор за превышение скорости. Я начинаю спорить и доказывать, что радар у него неисправный, дата проверки просрочена, и вообще эта скорость не моя!

Его действия? Он не спорит, не бежит показывать документы на прибор, а спокойно спрашивает: "Что это у тебя на КамАЗе стекла пленкой тонированы, будто на "мерине"? Дальше поедешь, когда всю пленку сдерешь!" То есть у каждого "зануды" в ДПС есть несколько железных вариантов, к чему прицепиться.

Остановить "Москвич" и проверить у него ручной тормоз - верный способ сорвать полтинник. Ручники у них, как правило, не работают, за редким исключением. Стоит на "Жигулях" спортивный или импортный руль - наверняка не сертифицирован. Плати. Брызговик в дороге оторвался - плати. Поставил "лысую" запаску, лишь бы до дома дотянуть - плати. "Зануда"-инспектор облазит всю машину, постучит по колесам, покрутит баранку, вычисляя максимальный люфт, и в итоге все-таки оштрафует. Как правило, в свой карман.

Глоток надежды для "рвача"

- Самая худшая категория гаишников - "рвачи". Они не утруждают себя аргументами. Однажды я ехал груженный водкой перед самым Новым годом. Это была настоящая школа жизни! Казалось, все отбросы автоинспекции собрались на трассах, чтобы вволю пограбить фуры. На одном посту останавливают: "Водку везешь? Ты мне в нос документами не тычь! Видишь, за КП грузовик стоит? Мы его называем "Золотая машина". Неси в кузов ящик водки". Принес - а кузов уже под завязку набит шоколадом, вином, водкой, консервами!

Одно радует: "рвачи" в ГИБДД долго не задерживаются. Их довольно быстро отлавливает УСБ - например, подсовывают меченые купюры. Правда, при задержании инспектора-взяточники частенько съедают деньги. Выглядит это так: рука молниеносно ныряет в карман, а в следующее мгновение купюра скручивается в комок и отправляется в рот. Это называется "глоток последней надежды".

Кроме того, если инспектор-"рвач" остановил водителя без каких-либо на то оснований, тот может подать официальную жалобу на него в любой отдел ГИБДД. Такой поступок инспектора расценивается как "нарушение служебной дисциплины" и грозит лишением премии, а при неоднократных жалобах - увольнением из органов. Пострадавший от действий инспектора может, в теории, через суд возместить моральный или материальный ущерб.

Однако если водитель смело запишет в блокнот фамилию и звание государственного рэкетира, номер его нагрудного жетона, номера патрульной машины, скорее всего, гаишник найдет предлог избавиться от строптивца и найти "добычу" полегче. Пригодится такой довод: за рулем, мол, лет десять и никаких серьезных нарушений.

С другой стороны, современная техника позволяет с большого расстояния вести запись на видеопленку всего процесса, когда нарушивший правила водитель пытается подкупить инспектора, или нахрапистый гаишник раскручивает нарушителя на "спонсорство". Хотя понятно, что с 1 января 2008 года, когда суммы штрафов за нарушения возрастут, а предложения провинившихся станут еще более заманчивыми, многие инспекторы могут потерять осторожность.

КСТАТИ

В Бразилии водителю нужно попытаться во что бы то ни стало избежать уплаты штрафа на месте преступления. Через день о нарушителе все благополучно забудут.

В Мексике штрафы выписываются больше для проформы - там их все равно никто не платит. При ежегодном подтверждении водительских прав штрафы автоматически стираются. Мексиканские водители даже соревнуются, кто из них накопил больше неоплаченных квитанций.

В Сенегале все зависит от того, есть ли у нарушителя при себе деньги. Отсутствие денег или недостаточное их количество считается смягчающим обстоятельством и от ответственности освобождает.

nbsp;RIN 2000-