Российская Информационная Сеть
26 сентября, 15:28

Действия российских миротворцев вызывают гнев Ингушетии

Действия российских миротворцев вызывают гнев Ингушетии "Это Палестина!" Молодые ингуши бросают камни в автомобили ОМОНа, который отвечает автоматными очередями в воздух. Перевозбужденные молодые люди хотят забросать бутылками с зажигательной смесью БМП ФСБ. Взрослые их отговаривают.

Горящие автопокрышки озаряют ночь, спускающуюся на Назрань. Раздаются крики: "Аллах Акбар!" Это, казалось бы, подтверждает продвигаемую Москвой идею о том, что за каждым ингушом скрывается "террорист-ваххабит". Но это было бы слишком просто для российского Кавказа - такого сложного, такого измученного.

19 сентября вечером экономическая столица Ингушетии Назрань стала театром беспрецедентной манифестации. Утром по инициативе разгневанных матерей 300-400 человек блокировали пыльный перекресток, требуя освободить двух молодых ингушей, похищенных накануне вооруженными людьми. Выступление, похоже, принесло свои плоды, так как на следующий день в два часа ночи братья Аушевы оказались на свободе.

Однако сколько приходится пропавших на два освобождения - столь же чудесных, сколь загадочных? Местная НПО "Махр" (в переводе с ингушского "мир") зарегистрировала 156 случаев похищения ингушей с 2002 года. И каждый раз немногочисленные свидетели рассказывают об одном и том же: вооруженные люди в масках увозили своих жертв на автомобилях без номеров.

"Они уничтожают лучших молодых людей, это геноцид!" - выкрикивает на манифестации женщина с кавказским платком на голове. Были ли пропавшие предполагаемыми террористами? Узнать об этом невозможно, так как им не было предъявлено никаких обвинений.

Эскадроны смерти

Один из освобожденных в четверг братьев Аушевых сообщил некоторые сведения. 25-летнего Магомета уже "арестовывали". 17 июня его отец Руслан был жестоко убит. А дом его семьи в селении Сурхахи, как рассказала его тетя, был разрушен снарядом. После первого ареста Магомета пытали электричеством, а затем отпустили в обмен на обещание сотрудничать с ФСБ.

Вместо того, чтобы выполнить обещание, он пожаловался в НПО "Мемориал". Он - один из немногих свидетелей, которые могут предъявить обвинение так называемым "эскадронам смерти" - так называет их Усам Байсаев из "Мемориала". Группы военных или разрозненные агенты ФСБ, которые, как и Чечне, "могут свободно делать то, что в других местах запрещено".

Из Москвы для расследования похищений недавно был прислан полковник Калиматов. Этот ингуш подчинялся центральному управлению ФСБ. Его убили 17 сентября накануне второго ареста Магомета.

Стоят ли за убийством офицера "повстанцы", или, как их называют в Чечне, "боевики"? Усам Байсаев так не думает. Но он не отрицает возможности присутствия "боевиков" в Ингушетии. Наоборот, "несомненно, их становится все больше и больше", рассказывает он в офисе "Мемориала". Продолжаются убийства милиционеров и военных. В четверг днем был обстрелян автомобиль "Нива".

Двое из четырех ехавших в нем российских милиционеров убиты. Московские СМИ, ссылаясь на источники в разведслужбах, усмотрели в этих терактах руку "Аль-Каиды". Ингуши, в большинстве своем являющиеся практикующими мусульманами, долгое время были лояльны, продолжает Усам Байсаев. "Они не хотели независимости, поэтому отделились от Чечни. С помощью похищений, убийств и преследований федералы превратили лояльное население во врага".

"Моего сына, возможно, пытают"

О причастности федеральных сил говорят многие свидетели. Так, 8 августа Ибрагим Газдиев был похищен посреди бела дня в двух шагах от своего магазина строительных материалов в Карабулаке. Этот городок расположен в получасе езды от Назрани на равнине, над которой на горизонте возвышаются снежные вершины Кавказа.

Мухаммад, отец Ибрагима, принимает нас в своем просторном доме. Этот энергичный шестидесятилетний мужчина преодолел множество испытаний. Родившийся без одной руки Мухаммад победил свой физический недостаток, стал учителем истории и отцом четверых детей. "Я плачу при мысли о том, что моего сына, возможно, пытают".

Под загадочной аббревиатурой ФСБ могут скрываться различные группировки. Во время второго "ареста" Магомет Аушев услышал, что его мучители говорят по-русски без акцента. И по-осетински. Западный сосед Ингушетии, Северная Осетия - еще один ключ для понимания причин насилия.

В 1992 году один из первых межнациональных конфликтов в советской империи произошел при массовом возвращении осетин в Пригородный район, населенный ингушами. Десятки тысяч ингушей бросили свои дома и банковские счета и бежали в Ингушетию. Умар был из их числа. Спустя пятнадцать лет он живет в комнате без горячей воды с женой и шестью детьми.

И без того сложную ситуацию ухудшают многочисленные преступления против русских семей. 16 июля русскую учительницу убили вместе с ее детьми в собственном доме. 31 августа другой учительнице из Карабулака удалось бежать, а всю ее семью убили. Следствие указало на "боевиков". Виновные в первом убийстве были быстро, но тайно арестованы.

Ими оказались два солдата 503-го полка, недавно переведенного в Ингушетию из Чечни, где он заслужил мрачную репутацию. Двумя подозреваемыми, имена которых сообщены не были, оказались русский и осетин. Офицер милиции, распространивший эту информацию, был убит 11 августа.

Другое антироссийское преступление, совершенное 31 августа, пока не раскрыто. 2 сентября группа ФСБ убила молодого человека при попытке к бегству. Апти Далаков подозревался в убийстве семьи русской учительницы. Многочисленные свидетели видели, как агенты стреляли ему в живот, а затем сделали несколько выстрелов в голову, "прикрывая лицо от брызг крови своими рубашками", рассказывает до сих пор напуганный сосед.

Прохожие в воскресенье видели, как агенты ФСБ бесстыдно вложили гранату в руку убитому, чтобы все выглядело так, будто он оказывал сопротивление. Возмущение достигло таких масштабов, что местная милиция арестовала группу ФСБ и избила ее членов в участке. Конфликт местной милиции с федеральной мог усугубиться. В этом конфликте представитель Владимира Путина в "южном суперрегионе" Дмитрий Козак встал на сторону ФСБ.

80% трудоспособного населения без работы

Президент Ингушетии Мурат Зязиков заявил, что эти преступления направлены на срыв программы возвращения русских семей, уехавших в 1990-е годы, чтобы спрятаться от войны в Чечне. Многие ингуши объясняют ухудшение ситуации спорным избранием Мурата Зязикова на пост президента республики в 2002 году. В 2005 году президент был утвержден на своем посту Владимиром Путиным, отменившим после Беслана выборы губернаторов и президентов республик.

Обстановка как никогда благоприятствует восстанию, опасается журналистка Юлия Латынина. 70-80% трудоспособного населения не имеют работы. Советские заводы закрылись. Республика с населением 500 тыс. человек живет за счет прогнившей от коррупции экономики.

В какой мере и в каком смысле конфликт в Ингушетии повлияет на президентские выборы в марте? 72-летняя волонтерка Фатима Ахильгова работает в правозащитной организации "Хельсинкская группа". Ее лично коснулись страдания ингушского народа. Еще ребенком она пережила депортацию ингушей в Среднюю Азию, проведенную в 1944 году по приказу Сталина.

Хрущев разрешил им вернуться на Кавказ. В 1992 году Фатима пережила бомбежки в Осетии. Ей, как и многим встревоженным матерям, нынешняя ситуация слишком живо напоминает ту, что предшествовала первой чеченской войне. "Какая ситуация?" - только и сказал Le Figaro министр внутренних дел Ингушетии Муса Медов, выходивший на переговоры с манифестантами в среду. Фатима прямо говорит: "Я боюсь войны".

nbsp;RIN 2000-