Российская Информационная Сеть
8 октября, 17:49

Разгрузка изоляторов вызовет волну криминала в России

Разгрузка изоляторов вызовет волну криминала в России Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка заявил на первом оперативном заседании Следственного комитета в конце прошлой недели, что многие подозреваемые в нетяжких преступлениях и преступлениях средней тяжести находятся под стражей необоснованно.

Резкое сокращение количества вынесенных постановлений о взятии подследственных под стражу может привести к обострению криминогенной ситуации в стране в самый неподходящий момент - перед выборами президента и депутатов Госдумы.

"Убедительная рекомендация не заключать под стражу значительную часть подследственных может серьезно осложнить работу сотрудников правоохранительных органов как раз в тот момент, когда стране очень нужна полная стабильность, - заявил РБК daily сотрудник Следственного комитета. - Процент рецидивов среди тех, кто совершает мелкие преступления (кражи, хулиганство) или притупления по бытовым мотивам, довольно высок.

А где гарантия, что подследственный хулиган или мелкий воришка не начнет угрожать потерпевшим и свидетелям, требуя изменить показания? Или не скроется из поля зрения следствия, понимая, что приговор суда будет однозначно не в его пользу? Ведь тех, кто совершил преступление небольшой тяжести, и ищут не столь тщательно. В конце концов подследственный может просто-напросто свой "подвиг" повторить".

Ежегодный рост числа заключенных свидетельствует об увеличивающейся в обществе криминальной активности. Как и то, что оправдательных приговоров выносится крайне мало. По словам директора Центра содействия реформе уголовного правосудия Валерия Абрамкина, "предупредить повторное совершение нетяжких преступлений или рецидив во время следствия могли бы "шоковые" аресты". "Если подследственный на неделю попадет в тюрьму, а потом выйдет под подписку о невыезде, он едва ли захочет отягощать свою вину или наступать не те же грабли", - считает эксперт.

Конечно, генпрокурорская инициатива не брать под стражу тех, кто не совершал убийств, изнасилований, грабежей или краж в крупных размерах, изначально вполне гуманна. Особенно, если принять во внимание "перенаселенность" многих СИЗО и, как следствие, нечеловеческие условия содержания в них. Когда подследственные спят в 3 смены, а бодрствуя, вынуждены стоять, так как сесть просто некуда физически - это за гранью добра и зла. "Меньше народа - больше кислорода" - это чрезвычайно актуальная для СИЗО пословица.

Но не все измеряется кислородом. Сократив число содержащихся под стражей, качества их содержания не улучшить. Тюремная пища из-за уменьшения количества ртов съедобнее не станет. На более квалифицированное медицинское обслуживание в тюремных больницах и на человечное отношение к подследственным со стороны администраций изоляторов тоже пока рассчитывать не приходится. Инфраструктурный кризис в учреждениях, где подозреваемые ждут суда, продолжается уже больше 10 лет.

Ситуация в последнее время улучшилась, однако сказать, что все уже хорошо, нельзя. Впрочем, если бы все упиралось только в условия содержания - вся страна просто постоянно бунтовала бы. Печальное положение вещей в следственных изоляторах только широким применением альтернативных мер пресечения не изменить.

Чего теоретически реально добиться, перестав закрывать "мелких" преступников, так это формального соблюдения установленных законом норм содержания подследственных и некоторой экономии бюджетных денег, которые можно пустить на инфраструктурные реформы в системе СИЗО. Или на борьбу с "предвыборной" волной "измельчавшего" с бандитских 1990-х годов уличного криминала. Получается замкнутый круг.

"Не надо отправлять людей в СИЗО только потому, что это удобно следователю, - заявил РБК daily президент межрегионального общественного центра "Судебно-правовая реформа" Рустем Максудов. - Важно не только регулировать поток подозреваемых, отправляющихся в изолятор. Важно, чтобы следствие проходило объективно. Ведь следователь может шантажировать подозреваемого в совершении преступления угрозой отправить до суда за решетку, вынуждая дать признательные показания.

А это тоже криминал. Что касается структурной реформы мест предварительного заключения - она нужна. Но не для того, чтобы просто увеличивать или уменьшать количество "посадочных мест". Она нужна прежде всего самому следствию, чтобы приобрести уважение общества". По словам Рустема Максудова, если следователи будут глубже понимать ситуацию конкретных людей, тогда и криминогенная ситуация из-за уменьшения количества содержащихся под стражей в досудебный период обостряться не будет.

nbsp;RIN 2000-