Российская Информационная Сеть
10 октября, 19:38

В России будут летать только иностранные авиакомпании

В России будут летать только иностранные авиакомпании В России будут летать только иностранные авиакомпании. Такой неожиданно пессимистичный прогноз сделал президент группы компаний "Волга-Днепр" Алексей Исайкин на открывшемся сегодня в столице форуме "Крылья России".

Во время выступления Исайкин с сарказмом сказал, что в номинации "Лучшая авикомпания" премии "Крылья России" 2015 года будут представлены только иностранные авиапервозчики: British Airways, Lufthansa и другие.

Зал нервно рассмеялся. Однако в каждой шутке есть доля правды.

Отрасль пассажирских авиаперевозок в России растет. В этом году будет перевезено почти 40 млн пассажиров - на 16,5% больше, чем в прошлом. При этом 85% перевозок приходится 15 ведущих российских виакомпаний.

Одновременно как снежный ком растут и проблемы авиации. Одна из главных - цена керосина и рост тарифов на обслуживание самолетов. Тонна топлива в среднем по стране 4 октября стоила 18 867 рублей.

"За 7 последних лет мы вообще достигли мировых цен, - с горечью заметил член совета директоров S7 Airlines Александр Виндермут. - При этом цены на топливо выше мировых. Цены на самолеты - выше мировых, поскольку мы платим еще и пошлины. Цены на обслуживание в аэропортах сравнялись с мировыми".

Средний тариф авиабилета экономического класса на внутренних линиях в начале октября составил 3323 рубля, сообщил глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Евгений Чибирев. Это в два раза больше, чем в 2004 году.

"Намечается тенденция сворачивания внутренних дешевых маршрутов, - отметил Чибирев. - Отчасти это происходит из-за роста цен на авиационное топливо".

Обновление парка самолетов - вторая системная проблема отрасли. Сейчас в России летают 204 самолета иностранного производства. И они обеспечивают, по словам Евгения Чибирева, уже более трети объема пассажирских перевозок.

Глава Росавиации Евгений Бачурин привел в начале форума интересные факты. Годовой налет иностранных самолетов (их 35% от общего парка) составляет в среднем 3078 часов, новых российских лайнеров (9,1% парка) - 2018, а старых советских самолетов (55,9%) - 1266 часов.

То есть эффективность западной техники гораздо выше, чем отечественной. Но стоят иностранные самолеты в нашей стране очень дорого из-за запретительных таможенных пошлин. В этой связи Росавиация выступает за отмену пошлин и временный беспошлинный ввоз иностранных самолетов в cтрану.

Евгений Бачурина спросили, не собирается ли Росавиация пустить на рынок внутренних перевозок иностранные авиакомпании. Тем более на международных линиях количество рейсов, выполненных иностранцами, растет гораздо быстрее, чем объем перевозок наших компаний.

Бачурин сказал этому твердое нет: "Россия остается и будет сильной авиационной державой".

Главу Росавиации тут же поддержал генеральный директор "Аэрофлота" Валерий Окулов.

"Каботаж - абсурден с точки зрения бизнеса, циничен по форме и разрушителен для отрасли", - заявил он, подчеркнув, что Россия должна сохранить суверенитет и господство в своем воздушном пространстве.

Окулов назвал таможенные пошлины на иностранные самолеты "блефом". Он заметил, что государство гораздо больше бы получило денег в виде налогов от авиакомпаний, разрешив им ввозить нормальную технику.

Кстати, даже если пошлины в итоге снизят или отменят, это не значит, что российские перевозчики смогут быстро получить новую авиатехнику.

"Доступность флота в последние годы снижается, - посетовал генеральный директор "Ютэйр" Андрей Мартиросян. - Новые ATR, например, можно получить уже не ранее 2012 года!".

Третья проблема отрасли - недостаток квалифицированного персонала. Наши законы запрещают иностранцам входить в состав экипажей российских судов. При этом наши летчики свободно могут уехать в другие страны на заработки. Что, собственно, и делают.

Хотя, по словам Мартиросяна, зарплата у российских пилотов сейчас почти такая же как и у коллег в ведущих авиакомпаниях мира. При этом наше государственная система подготовки летных и технических кадров неэффективна.

Интересно, что глава Росавиации Евгений Бачурин покинул форум практически сразу же после своего короткого выступления, в котором представил несколько сценариев развития отрасли. И пессимистический, и оптимистический предполагают рост авиаперевозок. Так что услышать о наболевших проблемах от топ-менеджеров авиакомпаний, главе Росавиации не удалось.

"Посидели, поговорили между собой о проблемах, выговорились, в общем, - заметила по окончании первой половины форума dp.ru генеральный директор авиакомпании SkyExpress Марина Букалова. - Но кто нас услышал-то из руководителей отрасли? Все ушли в самом начале..."

Многие учатсники дискуссии отмечали, что за прошедшие годы государство не сделало ничего, чтобы повернуться лицом к авиаперевозчикам, либерализовать законодательство и сделать правила игры на рынке прозрачными. Если ничего не изменится, то еще не известно, до какой степени был шутливым прогноз руководителя группы компаний "Волга-Днепр" Алексей Исайкина о номинантах премии "Крылья России" 2015 года.

nbsp;RIN 2000-