Российская Информационная Сеть
17 октября, 11:08

Путина и Иран запугивать бесполезно - им не страшно

Путина и Иран запугивать бесполезно - им не страшно Главным итогом визита Владимира Путина в Тегеран стало очередное отделение мух от котлет: угрозы распространения ядерного оружия - от отношения к атомной энергетике Ирана, проблемы использования ресурсов Каспия - от мировой геополитики.

Вечером 15 октября, перед вылетом из Висбадена в Тегеран, российский президент заявил журналистам, что "пугать иранское руководство или иранский народ - бесперспективное дело, им не страшно". Заметим, что намек на попытки запугать самого Путина очевиден.

Но дело не в этом, а в том, что буквально через час глава Пентагона Роберт Гейтс, выступая в Еврейском институте национальной безопасности в Вашингтоне, призвал к созданию "единого фронта" против Ирана. Речь, как водится, шла о ядерных программах и возможности принятия экстраординарных мер против иранской "фанатичной теократии".

Ответом на эти призывы стали итоги II Каспийского саммита, в работе которого приняли участие президенты Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркмении и России. Один из пунктов принятой на саммите Декларации гласит, что прикаспийские страны "ни при каких обстоятельствах не позволят использовать свои территории другим государствам для совершения агрессии и других военных действий против любой из сторон".

В переводе на язык реальной политики это означает, что в случае начала военной операции в Иране США не смогут использовать в качестве плацдармов территории Азербайджана и Туркмении, которая после внезапной кончины Ниязова как-то очень быстро подружилась с Вашингтоном.

Еще один пункт Декларации касается использования мирного атома и Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который страны прикаспийского региона назвали "важнейшей опорой международной безопасности и стабильности". Президенты пяти государств подтвердили неотъемлемое право всех государств-участников ДНЯО развивать исследование, производство и использование ядерной энергии в мирных целях.

В ходе итоговой пресс-конференции Владимир Путин высказался на эту тему еще более определенно, сделав акцент на том, что прикаспийские государства имеют право на развитие мирной ядерной программы безо всяких ограничений. Кроме того, российский президент заявил, что Россия намерена довести до конца строительство АЭС в Бушере.

Еще одним итогом саммита стало признание Каспия водоемом, ресурсы которого принадлежат и могут использоваться только прикаспийскими государствами. В частности, в Декларации говорится о том, что до определения нового правового статуса Каспия судоходство и рыболовство должны осуществляться исключительно под флагами прикаспийских стран, несущими ответственность за экологическое состояние водоема.

Важный нюанс экологической темы касается такого животрепещущего для Москвы вопроса, как прокладка транскаспийских трубопроводов, строительство которых противоречит интересам России. Экологическая составляющая Декларации позволяет требовать предварительного консенсусного согласования всех проектов прокладки газопроводов и нефтепроводов по дну Каспия, поскольку они влекут за собой очевидные экологические риски.

А для тех, кто не понял, Путин особо подчеркнул, что "экологическая безопасность должна стать мерилом безопасности всех проектов, особенно в сфере освоения и транспортировки энергоресурсов". Эту часть Декларации и выступления российского президента можно рассматривать в качестве симметричного ответа на попытки Эстонии и Финляндии заморозить строительство газопровода Nord Stream.

Однако подписанная в Тегеране Декларация является всего лишь соглашением о намерениях, сводом принципов, которыми прикаспийские государства обязались руководствоваться до принятия Конвенции о статусе Каспия. Работу над этим документом тормозят разногласия по таким вопросам, как раздел акватории, демилитаризация Каспия и обеспечение транзита в Мировой океан для судов прикаспийских государств, не имеющих выхода в другие моря.

Все эти проблемы обусловлены тем, что распад СССР фактически денонсировал соглашения об использовании Каспия, подписанные Ираном и СССР еще в 1940 году. Образование новых суверенных государств (в 1991 г. число прикаспийских стран пополнилось за счет Азербайджана, Казахстана и Туркмении) потребовало выработки и принятия новых правил. Однако уже более 16 лет сделать это не удается.

Главным камнем преткновения стал вопрос, как (то есть по каким правилам) делить акваторию и дно Каспийского моря - поровну или по модифицированной средней линии, пропорционально длине береговой линии. Иран и Туркмения, чьи береговые линии короче, с самого начала настаивали на равном разделе, а Россия, Казахстан и Азербайджан - на пропорциональном.

Четыре года назад, на фоне пробуксовывания переговорного процесса, Россия и ее соседи, устав от пограничных недоразумений, заключили двусторонние соглашения и взяли под свой контроль 64% шельфа. Нынешние интересы достижения консенсуса могут потребовать пересмотра уже фактически существующей демаркации.

При этом Азербайджан настаивает на "использовании Каспийского моря исключительно в мирных целях" и предлагает определить его правовой статус на базе "принципов демилитаризации и безопасности". Россия же в последнее время активно наращивает боевую мощь своей Каспийской флотилии и вряд ли согласится на условия Баку, тем более что Казахстан тоже постоянного говорит о намерении начать строительство на Каспии собственного военно-морского флота.

Кроме того, Азербайджан заинтересован в свободном транзите торговых судов через Волго-Донской канал в Черное море, как это было во времена СССР. С более радикальным проектом выступил на летнем саммите СНГ президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, предложивший проложить через территорию России более короткий водный путь, связывающий Каспий и Черное море. Однако Москва пока, похоже, не собирается разрешать проход иностранных судов через российские внутренние воды.

Эти и другие противоречия, долгие годы мешающие достижению согласия, не преодолены до сих пор. Состоявшееся вчера подписание совместной Декларации можно трактовать как утверждение базы, на основании которой можно переходить к выработке основ правового статуса Каспийского моря. С другой стороны, некоторые эксперты полагают, что Россия отнюдь не заинтересована в скорейшем преодолении всех разногласий и принятии Конвенции.

Ведь снятие противоречий между Туркменией и Азербайджаном откроет путь для строительства газопровода из Туркменистана в Баку и далее через Грузию и Турцию в Европу. Отсюда и предложение минимизировать раздел акватории: в этом случае разрешение на строительство потребует консенсусного одобрения, и тут очень пригодится забота об экологии.

Все эти соображения представляются очевидными. И именно потому столь сдержанно вел себя на саммите президент Туркмении и столь активно говорил о демилитаризации и транзите глава Азербайджана. Более того, подписание Декларации не гарантирует соблюдения ее принципов. И потому можно сказать, что все участники саммита действовали в своих интересах и играли на повышение. Но если ставкой Азербайджана, Туркмении и Казахстана был, главным образом, Каспий как источник ресурсов и территория выгодного транзита в Европу, то Россия и Иран играли еще и на поле мировой политики.

nbsp;RIN 2000-