Российская Информационная Сеть
18 октября, 15:38

По России с шумом выпущен холостой заряд

По России с шумом выпущен холостой заряд В Вильнюсе на прошлой неделе состоялась очередная конференция по энергетической безопасности Восточной Европы.

Состав участников: Польша, Литва, Украина, Грузия, Азербайджан - говорит сам за себя: это "передовая линия обороны" Европы от "Газпрома". Вопросы они обсуждали вполне соответствующие своей роли. Это перспективы интеграции восточноевропейских стран в энергетическую систему Евросоюза, трансатлантический энергодиалог, развитие отношений (или, вернее сказать, борьбы) с Россией. Главное решение, которое было принято на конференции, тоже соответствует общему замыслу форума: нефтепроводу Одесса - Броды - Плоцк - Гданьск быть! Эта труба должна положить конец зависимости всего региона от России (так, по крайней мере, преподносят данную идею польские СМИ). Каспийская нефть будет перекачиваться по ней от побережья Черного моря до моря Балтийского, строго в обход территории России. Попутно, в Плоцке, ею будет подпитываться крупнейший в Польше НПЗ.

На самом деле указанная труба давно уже существует более чем наполовину: еще в 2002 г. Украина построила нефтепровод от Одессы до Бродов, то есть почти до польской границы. Но дальше дело не пошло, и вот уже три года эта труба "в никуда" работает в обратном (реверсном) режиме - перекачивает нефть к побережью Черного моря. Разумеется, не каспийскую, а российскую. Ну, и конечно, никакой "антироссийской направленности" в этом проекте сейчас не наблюдается.

Но вот дело сдвинулось, кажется, с мертвой точки. "Последним шагом в реализации проекта Одесса - Гданьск" называет вильнюсскую встречу польская газета "Речь посполита". Дескать, всего пять месяцев назад на аналогичной конференции в Кракове те же участники дали заверения о политической поддержке проекта. Теперь появилась надежда, что "политические декларации трансформируются в конкретные решения". "Конструктивной и полезной" назвал вильнюсскую встречу ее хозяин, президент Валдас Адамкус. Проекту предлагается придать статус "европейского интереса".

Впрочем, изобретатели "альтернативных" энергетических коридоров, похоже, и на этот раз выдают желаемое за действительное. Начнем с того, что проект у них получается довольно слабенький: максимальная пропускная способность имеющегося отрезка трубы (до Бродов) составляет 20 млн т в год - кардинально в энергобалансе Восточной Европы они ничего не поменяют, до Балтийского моря вообще будут доходить какие-то "крохи". Кроме того, ничего конкретного по строительству этой трубы в Вильнюсе решено не было. В опубликованных по итогам конференции документах проект нефтепровода Одесса - Гданьск характеризуется как "самый реалистичный проект диверсификации поставок нефти в ЕС". И каковы же, спрашивается, тогда все остальные?! "Его внедрение позволит прямо поставлять нефть в ЕС из Каспийского моря". Одессу, выходит, планируется перебазировать на Каспий? Ну, это мелочи, а вот основное: "важно обеспечить заинтересованность казахских и азербайджанских институтов и нефтяных предприятий направить часть нефти через новый отрезок нефтепровода Одесса - Броды - Плоцк". То есть нефти для нового нефтепровода как не было, так и нет.

Помнится, на прошлую встречу в Кракове организаторы конференции настоятельно приглашали Назарбаева, но президент Казахстана как раз в это время встречался со своими российским и туркменским коллегами на предмет Прикаспийского газопровода. Таким образом, в казахстанской нефти стратегам "Одессы - Гданьска" было отказано. В Вильнюсе история с Казахстаном повторилась. Некоторую надежду в участников конференции вселило присоединение к проекту Азербайджана. К уже действующему польско-украинскому предприятию-оператору Sarmatia добавилось азербайджанское нефтяное общество Soca (а также грузинское GOGC и литовское Klaipedos nafta). Однако в реальности это мало поможет делу: у Азербайджана в обозримой перспективе "лишней" нефти не предвидится. Ее не хватает даже на стратегически куда более важную трубу Баку - Джейхан (к наполнению которой поэтому тоже привлекают Казахстан). У участников проекта имеются и внутренние проблемы. Так, в Польше не решен вопрос земельного отвода под строительство нефтепровода: еще только предстоит улаживать дело с 17 тысячами собственников, по землям которых будет проходить труба.

Тем не менее, Польша и Литва пребывают в эйфории от виртуальных успехов. "Я рад, что сегодня в Вильнюсе европейские государства нашли понимание с государствами, которые еще не являются членами ЕС. Это подтверждает, что члены семьи ЕС, решая энергетические проблемы, будут говорить в один голос", - сказал Валдас Адамкус после переговоров. "Литва и Польша присоединились к обороту идей", - поддержал его Лех Качиньский.

Украина смотрит на вещи более прагматично. По оценкам секретариата президента страны, только на подготовку к практической реализации проекта Одесса - Гданьск (то есть на составление ТЭО, решение вопроса с земельным отводом, подписание всех договоров) уйдет не менее двух лет. Плюс - само строительство, плюс - поиск нефти. В общем, процесс долгий. А пока суд да дело, Киев, по словам первого замглавы секретариата президента Александра Шлапака, готов не только продолжать использовать свой участок будущего нефтепровода (из Одессы до Бродов) в реверсном режиме, но и рассмотреть российское предложение об увеличении объемов прокачки сырья в этом направлении. Более того, Украина также готова рассмотреть возможность участия России в консорциуме по достройке нефтепровода до Гданьска. "Реализация данного проекта не является вызовом России", - подчеркнул Шлапак.

Конечно, пока трудно себе представить ситуацию, чтобы Варшава согласилась на участие России в их антироссийском детище, но кто знает? Когда не нашлось "альтернативной" нефти для трубы Одесса - Броды, Украина не побрезговала качать по ней российскую нефть в противоположную сторону, фактически переделав проект в Броды - Одесса. И в итоге получила за три года $170 млн в качестве платы за транзит. А ведь от удлинения пустой трубы от Бродов до Гданьска нефти в ней не появится. И реверс тут уже не получится: никому не придет в голову перекачивать нефть на Черное море с Балтийского. Кроме того, появляются новые конкуренты: строится нефтепровод Бургас - Александруполис, проектируются Бургас - Влера и Констанца - Триест, и все они, как и Одесса - Гданьск, нацелены на каспийскую нефть, которая транспортируется через Черное море. А ее на всех точно не хватит.

nbsp;RIN 2000-