Российская Информационная Сеть
21 октября, 18:23

Узбекистан диктует миру свои условия игры

Узбекистан диктует миру свои условия игры "Узбекский народ никогда и ни перед кем не будет стоять на коленях", - заявил с высокой государственной трибуны президент солнечной республики Ислам Каримов.

В самом деле, выгодное геополитическое положение страны в Центрально-Азиатском регионе, насыщенность человеческими и природными ресурсами позволяют Узбекистану если и не диктовать миру свои условия игры, то во всяком случае быть очень разборчивым в выборе политических и экономических партнеров.

Отличительной особенностью узбекской внешней политики стала формировавшаяся и реализуемая под руководством президента с момента обретения независимости "дипломатия упреждения". Ее суть заключается в том, что возникающие проблемы следует решать по существу, системно, последовательно и принципиально. Она направлена на своевременное предотвращение эскалации напряженности, недопущение развития конфликтных ситуаций и других негативных проявлений. Так определяет внешнюю политику государства МИД. И надо отдать должное узбекским дипломатам, в некоторых случаях им действительно удается решить возникающие проблемы "по существу и принципиально".

Последней такой проблемой стало устойчивое непонимание Западом позиции Ташкента по вопросу о событиях в мае 2005 года в Андижане. Настойчивые требования американцев и европейцев провести независимое расследование вызвали реакцию Ташкента, согласующуюся с концепцией "дипломатии упреждения". Предупреждая такие требования в дальнейшем, американским ВВС указали на дверь, дав полгода сроку, чтобы вывести силы с военно-воздушной базы Ханабад.

Выдворение американских военных стало только началом системных, последовательных и принципиальных мер в таком же духе. Напряженность официального Ташкента давно вызывали финансируемые из-за рубежа неправительственные организации (НПО). Начиная с сентября 2005 года Минюст стал находить нарушения в деятельности международных НПО и отказывать им в дальнейшей аккредитации. Многие из них были вынуждены прекратить свою деятельность.

В ноябре 2005 года вступили в силу санкции ЕС против режима Ислама Каримова.

27 министров иностранных дел стран - членов Европейского Союза проголосовали за введение эмбарго на поставки оружия в Узбекистан и запрет на въезд на территорию ЕС ряда высших должностных лиц страны. Впоследствии эти санкции, правда, были смягчены - двери в Европу снова открылись для бывшего хокима (губернатора) Андижанской области Сайдулло Бегалиева, бывшего начальника объединенного штаба вооруженных сил республики Исмаила Эргашева и бывшего командующего войсками Восточного военного округа Узбекистана Косимали Ахмедова. Через год после введения антиузбекских санкций Евросоюз пролонгировал их действие, демонстрируя не меньшую принципиальность.

К этому времени стало совершенно ясно, что прежней дружбы с западными демократиями узбекскому режиму не вернуть. Богатой сырьем и трудовыми ресурсами бывшей советской республике пришлось вновь искать стратегических друзей. Рассорившись с либеральным, но принципиальным в вопросах демократии Западом, Ташкент, словно вспомнив римскую пословицу ex Oriente lux ("с Востока идет свет"), обратил взор на сильного соседа - Китай, которому также не совсем по пути с погрязшими в антикоммунизме и "либеральщине" Соединенными Штатами и Европой.

Но Китай, хоть и не последняя держава на политико-экономической карте мира, был оставлен Узбекистаном про запас. Истосковавшись по старинному союзнику и "старшему брату" - России, которая, как и Узбекистан, протестует против вмешательства зарубежных государств во внутренние дела суверенных стран, Ташкент начал делать реверансы в сторону Севера. 14 ноября 2005 года во время визита Ислама Каримова в Москву был подписан Договор о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном.

Высказывания официальных российских лиц, представителей политической элиты, многих российских СМИ представляли собой резкий контраст с тоном западных заявлений. В своей оценке андижанских событий Россия полностью разделила позицию узбекского руководства: в Андижане имела место попытка вооруженного мятежа религиозных экстремистов, а Узбекистан является суверенным государством, и всякое вмешательство в его внутренние дела под предлогом "расследования" недопустимо.

Однако вряд ли такая лояльность России решающим образом повлияла на перемену курса Каримова. Значительно более существенным было осознание того факта, что приоритетная ориентация на Запад не гарантирует безопасности ташкентского режима от вылазок исламских экстремистов. Более того, Запад может использовать эти радикальные силы для давления на руководство Узбекистана, чтобы делать его более сговорчивым.

Резкий поворот Узбекистана, его ориентация на Север и на Восток не означают, конечно, полного разрыва отношений с европейскими партнерами. Используя возможности диверсификации экспорта энергосырья и согласованную стратегию в этой области с Россией и Казахстаном, Ташкент пытается заставить ЕС идти на отмену санкций и возобновление широкоформатного сотрудничества с Узбекистаном. Во всяком случае, пока Узбекистану удается сохранять прочные экономические связи с европейскими партнерами, которые заинтересованы в том, чтобы снизить свою зависимость от российского энергорынка.

nbsp;RIN 2000-