Российская Информационная Сеть
23 октября, 09:48

Талантливые люди являются "феноменальными идиотами"

Талантливые люди являются "феноменальными идиотами" Известно, что человек использует лишь одну десятую часть своего мозга. Значит, логично предположить, что у гениев "верховный главнокомандующий" работает на полную катушку.

Оказалось - нет! Мало того, что извилин у них задействовано меньше, чем у обычных людей, так еще у них работают низшие, примитивные и эволюционно древние отделы мозга, которые у нормальных людей преспокойно спят.

К такому неожиданному выводу пришли нейрофизиологи из Центра изучения мозга Австралийского национального университета в Канберре Джон Митчелл и Аллан Снайдер. Несколько лет они исследовали людей, обладающих феноменальными способностями. Помещали их головы в установки для позитронной и ядерно-резонансной томографии, позволяющие увидеть, какие отделы мозга работают при обработке информации, поступающей от органов чувств. Выяснилось, что между моментом, когда на сетчатку глаза падает сфокусированное хрусталиком изображение, и сознательным восприятием увиденного проходит всего около четверти секунды. И вот за это время обычный человек автоматически осмысливает информацию. Но, обрабатывая ее, вычеркивает большую часть поступивших сведений, оставляя общее впечатление от увиденного. Гений же воспринимает все фантастически детально. Со слухом то же самое: нормальный человек оценивает мелодию целиком, а гений слышит отдельные звуки.

Все наши таланты похоронены в подсознании

- Незаурядными способностями обладает каждый из нас, и их несложно пробудить, - считает доктор Аллан СНАЙДЕР. - Но сама природа человека не позволяет этого делать, потому что "гениальный идиотизм" ей не нужен. Скажите, к примеру, зачем нам моментально вычислять, каким днем недели будет первое число такого-то месяца 2050 года? А ведь это самый известный трюк "людей-счетчиков", ответ на который они могут выдать за секунды. Ученые считают, что и каждый из нас на такое способен. Но поскольку высшие отделы мозга осознают полную бесполезность подобной информации, то оставляют ее в подсознании. Также, по их мнению, большинство из нас могут быстро определить высоту и продолжительность любой ноты в музыкальном произведении, как это делают талантливые музыканты. Но и тут мозг восстает против идиотизма. В результате чего - и это правильно - мы воспринимаем музыку не как последовательность отдельных нот, а как единое целое.

Отсутствие важной извилины

Нейрофизиологи считают, что у большинства гениев с младенчества непомерно развивается какая-то одна область мозга за счет "обесточивания" других. Она - самая "способная" - увеличивается, начинает доминировать над остальными и со временем превращается в строго специализированную. И тогда человек начинает удивлять или зрительной памятью, или музыкальными способностями, или шахматными талантами. А у обычных людей все зоны мозга развиваются равномерно.

Подтверждение тому - недавнее исследование мозга Альберта Эйнштейна. Области мозга, которые ответственны за математические способности, у него были увеличены. И не пересекались извилиной, ограничивающей другие зоны, как это наблюдается у обычных людей. Поэтому вполне вероятно, что "математические нейроны" Эйнштейна, пользуясь отсутствием границ, взяли в плен клетки из соседних зон, которые, оставаясь самостоятельными, выполняли бы совсем другую работу.

У аутистов головы с часами

В пользу гипотезы австралийских ученых говорит и то, что среди детей, страдающих аутизмом (заболевание, характеризующееся пониженной способностью к обучению и трудностями в общении с окружающими. - Ред.), есть немало талантливых художников, музыкантов, математиков. Об этом поразительном феномене режиссер Бэрри Левинсон даже снял известный фильм "Человек дождя" в главной роли с Дастином Хоффманом.

- В одной из частных клиник, где содержат аутов, я познакомился с 6-летней Джеймс, которая, не глядя на часы, может сказать время с точностью до секунды, - рассказывает Джон МИТЧЕЛЛ. - 5-летняя Дженни называла размер предмета до миллиметра, только взглянув на него. А 15- летний Кристофер владел 24 языками. Мой коллега Фрэнсис Нарре из Института психиатрии в Лондоне говорит, что способности аутиста - это результат изоляции некоторых областей мозга от тех, которые позволяют связывать разные потоки информации вместе и выдавать общее решение. В результате такие изолированные области развиваются сильнее, что и приводит к возникновению невероятных способностей.

Чаще всего у аутистов плохо работает левое полушарие, отвечающее за логику и разумное поведение. А правое, ответственное за интуицию и эмоции, развивается сверх всякой меры, провоцируя возникновение талантов. Если же аутов удавалось вылечить и левое полушарие брало верх, то все их способности утрачивались. Мозги большинства гениев устроены почти так же. Так что между аутами и талантами есть много общего.

Щелк! И поумнел...

- Сегодня нейрохирургия стоит на пороге больших открытий в области повышения интеллекта, - считает доктор Снайдер. - Ближайшие десять лет мы будем проводить исследования, которые помогут нам понять, какие отделы мозга надо включать и выключать, чтобы сделать из человека Леонардо да Винчи или Пифагора. Кстати, ведь Закон всемирного тяготения был открыт, возможно, из-за "частичного повреждения мозга", когда Ньютону на голову упало яблоко.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Тест на интеллект будут проходить даже эмбрионы

Национальный институт здоровья США приступил к анализу последовательности ДНК 200 одаренных детей и контрольной группы школьников со средним уровнем интеллекта. Несмотря на то, что до окончательных выводов далеко, ученые уже утверждают: гены влияют на развитие интеллекта гораздо сильнее, чем предполагалось ранее.

- Многие до сих пор считают, что человек - это "чистая доска", на которой оставляют следы лишь окружение и образование, - сказал глава исследовательской группы Роберт ПЛОМИН. - Но мы считаем, что это неверно. Необходимо выяснить роль наследственности в развитии умственных способностей, хотя многие полагают, что это неэтично. Но лучше узнать истину. Более того, ученые собираются создать генетические тесты на интеллект, которые смогут "проходить" не только младенцы, но даже эмбрионы.

nbsp;RIN 2000-