Российская Информационная Сеть
25 октября, 09:55

Китайские мигранты вытесняют россиян с рабочих мест

Китайские мигранты вытесняют россиян с рабочих мест На прошлой неделе состоялась шестая прямая линия с президентом России, в ходе которой Владимир Путин подчеркнул важность оперативного решения проблем Дальнего Востока и Восточной Сибири, особо выделив больную тему - отток населения.

"Из этих регионов, - отметил президент, - выехали в последние годы 1,5 миллиона человек. Происходит депопуляция. Это абсолютно недопустимо и крайне опасно для нас".

Как отмечают эксперты, обстановка на Дальнем Востоке, в том числе социальная, действительно сложная, поскольку вместе с оттоком коренного населения наблюдается наплыв мигрантов из Китая. Китайцы создают в приграничных районах неподконтрольные властям поселения, которые становятся перевалочными базами для нелегальных поставок в Россию тех или иных товаров, местами сосредоточения нелегальных производств.

Объемы китайской миграции впечатляют. Только в Приморский край ежегодно приезжают более 100 тыс. граждан КНР. Они ищут в России работу и чаще всего находят - благодаря дешевизне китайской рабочей силы. А оставшиеся не у дел соотечественники вынуждены уезжать в поисках работы. По признанию губернатора Александра Тишанина, каждый год регион покидают более 6 тыс. человек, причем по большей части это люди, имеющие специальное образование.

Эксперты предупреждают, что отток населения может негативным образом сказаться на претворении в жизнь Федеральной целевой программы "Развитие Дальнего Востока и Забайкалья", предполагающей вложение в течение пяти лет в регион 567 млрд. руб. В регионе попросту не найдется достаточного числа квалифицированных специалистов для освоения этих средств.

Выгоду работодатели видят прежде всего в дешевизне китайской рабочей силы и - как результат - снижении стоимости создаваемых китайцами продуктов или возводимых объектов. Показательна в этом смысле ситуация вокруг нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Так, строительство одного из участков было поручено китайской фирме СРР, привлекшей к работам около 1700 своих специалистов. Однако, как выяснилось, низкоквалифицированные китайские рабочие не справлялись с порученными объемами работ, нарушали установленные сроки и технологические нормы, в результате чего контракт с СРР был расторгнут. Казалось бы, самое время пригласить на строительство квалифицированных российских рабочих, которые в соответствии с установленными техническими нормами и в срок проложат доверенный им участок. Но после непродолжительных консультаций СРР была неожиданно "прощена": китайцы вернулись на объект. В "Транснефти" не скрывают, что дело тут в размерах затрат на строительство: российские компании прокладывают километр нефтепровода за 18 млн. руб., китайцы же - за 14 млн.

В результате получается диссонанс. С одной стороны, государство, по словам президента, стремится к "стабилизации собственного населения" на Дальнем Востоке, с другой - в лице государственной "Транснефти" привлекает китайскую рабочую силу, осложняя выполнение федеральной программы в части, касающейся сокращения числа безработных и оттока населения из региона.

Представители нефтепроводной компании неоднократно заявляли о том, что вынуждены задействовать на строительстве китайцев, поскольку местные кадры не обладают квалификацией, необходимой для работы на строительстве трубопровода. При этом "Транснефть" на бюджетные деньги проводила обучение "квалифицированного" китайского персонала, который оказался не готов работать в соответствии с высокими требованиями, предъявляемыми российской компанией.

Чтобы оценить степень рациональности и дальновидности такого подхода, можно привести нехитрую логику: срок подготовки сварщика высокой квалификации составляет около 10 месяцев, строительство же нефтепровода ведется с 2006 года. За истекшее время "Транснефть" имела все шансы не только обучить необходимое ей количество специалистов из числа россиян, но и получить собственный штат строителей, готовый перебираться с объекта на объект, тем более что строит компания с размахом. Таким образом, государственные средства пошли бы на организацию рабочих мест для россиян, их обучение и создание условий для закрепления в регионе.

Тогда и федеральная целевая программа, возможно, содействовала бы выполнению задач, поставленных президентом, а не явилась бы очередным вливанием в рост благосостояния китайских граждан, сотнями тысяч обустраивающихся на российском Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Остается надеяться на то, что решением больного вопроса этих регионов начнет заниматься вновь назначенный на пост замминистра регионального развития бывший полпред в ДВФО Камиль Исхаков, которому эти насущные проблемы знакомы как нельзя лучше.

nbsp;RIN 2000-