Российская Информационная Сеть
31 октября, 14:10

США отчаянно стремятся перетянуть Россию на свою сторону

США отчаянно стремятся перетянуть Россию на свою сторону Соединенные Штаты, чтобы добиться от Москвы смягчения ее позиций по Косово и Ирану, готовы предложить уступки по Договору об обычных вооруженных силах в Европе.

Эти уступки Вашингтон предлагает в пакете мер, направленных на преодоление позиции России, не допускающей независимости сербской провинции Косово и не дающей ввести объявленные на прошлой неделе правительством Буша новые санкции против Тегерана. Поскольку время, отпущенное на достижение договоренностей по Косово, уже истекает - последний срок, отведенный сербам и косовским албанцам для переговоров, наступит 10 декабря - и к тому же для ужесточения санкций против Ирана США хотят заручиться поддержкой как можно большего числа стран, Администрация всячески старается привлечь Россию на свою сторону.

Более того, Россия уже сама надавила на США и европейцев, заявив, что выйдет из Договора об обычных вооруженных силах в Европе, который считается краеугольным камнем европейской безопасности со времени окончания `холодной войны`. Эту угрозу президент Владимир Путин высказал в ответ на план США по развертыванию противоракетного `щита` в Польше и Чехии. По словам США, система ПРО строится в качестве защиты от нападения Ирана.

- В странах Балтии и в Восточной Европе отчаянно боятся, что США попытаются пойти на сделку с Путиным, - говорит Томаш Валашек (Tomas Valesek), директор внешнеполитических и оборонных программ лондонского Центра европейских реформ (Centre for European Reform). - Они боятся, что если встать на этот путь, то аппетиты Путина будут только расти. Подобные сделки могут закончиться тем, что он вытребует для себя исключительные зоны влияния - например, в Грузии и Молдове. Для этих стран сама мысль о том, что [США] могут пойти на сделку, представляется кошмарной.

Примерно то же самое заявил натовский дипломат, попросивший не называть его имени:

- США отчаянно пытаются как-то простимулировать Россию, чтобы заручиться ее поддержкой по Косово и Ирану, не подорвав при этом режим Договора об обычных вооружениях. Но оценит ли эти стимулы Россия и согласятся ли с ними некоторые малые страны НАТО - это еще вопрос.

Две недели назад правительство Буша предложило России сотрудничество в проекте противоракетного `щита` и подключение к американской системе российского объекта в Азербайджане. Путин эти предложения не принял.

Если Москва не отступит в косовском вопросе, Соединенные Штаты и большинство европейских стран все равно, скорее всего, признают независимость этой провинции. Но за этим, по словам дипломатов, может последовать дальнейшая дестабилизация Балкан, ухудшение отношений с Москвой и российско-китайское вето в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций против новых санкций в отношении Ирана.

Путин заявил, что, если все 56 стран, принявших поправки к Договору ОВСЕ в 1999 году, не ратифицируют их, то 12 декабря Россия выйдет из договора. Среди названных 56 стран - Соединенные Штаты, Канада и страны Европы и Центральной Азии, входящие в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, в рамках которой он в свое время заключался.

Четыре основных момента договора, вступившего в силу в 1992 году, таковы. Во-первых, вводятся ограничения на численность и географию размещения обычных войск; во-вторых, стороны обязаны уведомлять другие стороны о проведении специальных учений и перемещений войск; в-третьих, другие страны имеют право проверять, действительно ли проводилось заявленное сокращение численности и вооружения войск; в-четвертых, для снижения вероятности внезапного нападения одной страны на другую особо оговариваются численность войск и вооружений, которые могут быть сосредоточены `на флангах` территории той или иной страны.

Не так давно Дэниел Фрид (Daniel Fried), заместитель государственного секретаря США по европейским делам, выступая перед постпредами членов НАТО при штаб-квартире, заявил, что две недели назад, во время визита министра обороны Роберта Гейтса (Robert Gates) в Москву правительство Буша `выдвинуло новые идеи` относительно выхода из `патовой ситуации, затрудняющей ратификацию адаптированного Договора ОВСЕ`. В чем конкретно они заключаются, он не сказал.

- Русские согласились с тем, что предложения интересные, и сказали, что хотят их глубже изучить, - заявил Фрид. - Так что мы надеемся, что период до 12 декабря будет периодом интенсивной дипломатической активности и положительных подвижек.

Жигимантас Павилионис (Zygimantas Pavilionis), заместитель министра иностранных дел Латвии(так в тексте - прим. перев.), заявил:

- Очень важно, что с Россией по вопросам, связанным с договором, поддерживается диалог. Но, при всем нашем уважении к диалогу, было бы очень хорошо, если бы наши американские друзья и ЕС как единое целое в ближайшие месяцы обратили бы несколько больше внимания на то, что происходит в соседних с Россией странах. Очень важно не спутать глобальные вопросы, стоящие высоко на повестке дня, с реальными интересами России в соседних с ней странах.

В понедельник министерство иностранных дел Эстонии заявило, что Эстония присоединится к адаптированному договору, но только `после того, как он будет ратифицирован всеми подписавшими его странами и, соответственно, станет открыт для новых членов`.

В 1999 году Россия согласилась вывести свои войска из бывших республик Советского Союза - Грузии и Молдовы. Но если вывод войск из Грузии практически завершен, то в Приднестровье до сих пор стоят российские войска и вооружение. Из-за этого практически все страны отказались ратифицировать поправки, принятые в 1999 году.

Россия тем временем поставила свои условия для выхода из Молдовы. В Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, в рамках которой осуществляется надзор за его исполнением, российская делегация заявила, что сначала все подписанты должны ратифицировать договор со всеми поправками, после чего в договор должны немедленно вступить все страны Прибалтики.

По словам России, прибалты до сих пор имеют право перемещать войска и размещать у себя военные базы, как хотят, в том числе и так, что при этом будет создаваться угроза интересам России - несмотря даже на то, что у этих стран очень маленькие армии и ограниченные системы ПВО. Россия утверждает, что, вступив в НАТО в 2004 году, они стали представлять для нее еще большую угрозу, поскольку теперь и НАТО может делать на их территории, что хочет. Также Россию не устраивает, что Запад не модернизировал договор с учетом изменений границ России после распада Советского Союза в 1991 году.

nbsp;RIN 2000-